Дранишников, В. В. Общие методологические и методические подходы при подготовке и проведении краеведческих уроков по отечественной истории // Наука и образование. – 2009. – № 10. – С. 19-23.

20 Региональный компонент содержания образования много неточностей и ошибок. Даже первый том «Кольской энциклопедии», выпущенной в 2008 году, «грешит» этой болезнью. По­ этому учитель должен стремиться проверить каждый факт, дату, тех или иных краеведче­ ских событий, не ограничиваясь одним источ­ ником, особенно если он издан в советское время. Уточнить ответы на возникшие вопросы мож­ но на кафедре истории МГПУ, в Областном крае­ ведческом музее, в Государственном архиве Мур­ манской области и других (ведомственных) архи­ вах, в «Краеведческом зале» Мурманской государ­ ственной областной универсальной библиотеки. Ес­ ли есть возможность, целесообразно связаться с ав­ торами краеведческих изданий: книг, монографий, учебных пособий, редакторами краеведческих жур­ налов и альманахов, справочников и т. д. Авторы, как правило, с желанием идут на контакт, подробно объясняют причины появления неточностей и ошибок, которые иногда возникают не по их вине или обосновывают свою авторскую позицию, концепцию книги и т. д. При изложении материала не надо избегать «пу­ гаться» белых или негативных пятен в истории края. Они активизируют познавательную деятель­ ность школьников, ставят их в позицию исследова­ телей, показывают сложность и противоречивость исторического процесса; Широко используется при изложении краевед­ ческого материала принцип наглядности, который основоположник научной дидактики Я. А. Комен- ский назвал «золотым правилом обучения». Наука доказала, что около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Особен­ но остро дети воспринимают натуральную (есте­ ственную) и изобразительную наглядность, т. к. эти виды наглядности вызывают у них множество кон­ кретных ассоциаций, вызванных личным опытом, определенными знаниями о природных, климати­ ческих и других особенностях края. Умелое использование разнообразных видов на­ глядности не только помогает учителю и ученикам на высоком эмоциональном уровне решать учебно- воспитательные задачи, но и, главное, стимулирует включение школьников в процесс творческого со­ трудничества. С этой целью за 7-10 дней до крае­ ведческого урока необходимо распечатать и отдать детям не только тему и вопросы, которые будут изучаться, но и предложить на выбор вариативные, разноуровневые задания от простых —изготовления различных наглядных пособий (карто-схемы, табли­ цы, диаграммы, рисунки, макеты, муляжи) до слож­ ных, с элементами творчества —сделать подборки материалов (литература, фотографии, документы, газетные вырезки по отдельным вопросам); напи­ сать реферат по одной из рекомендованных тем, ис­ пользуя самостоятельно подобранную литературу или предоставленную учителем и сделать аргумен­ тированные выводы; предложить с помощью роди­ телей изучить семейный архив, раскрывающий изу­ чаемый период истории и дополнить рассказ учи­ теля; записать рассказ участника тех или иных со­ бытий и использовать его на уроке и т. д. • связи учебной и внеклассной историко­ краеведческой работы; • умение учить применять разнообразные по формам и уровню сложности, наиболее оп­ тимальные приемы и методы использования местного материала с учетом специфики клас­ са, школы, места проживания детей. Особые требования предъявляются к содержа­ нию краеведческого материала. Он должен соответ­ ствовать следующим критериям: 1) являться не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и источником получения новых знаний, расширения кругозора учащихся; 2) быть удобным для сравнения, сопоставления с всероссийским; 3) тесно связан с общероссийскими события­ ми и раскрывает специфические особенности развития края; 4) соответствие краеведческого материала пе­ дагогическим возможностям и использова­ ния его в духовно-нравственном воспитании школьников, в формировании патриотизма и гражданственности. Структура краеведческого урока почти не отли­ чается от структуры обычного комбинированного урока по истории. Но некоторые элементы краевед­ ческого урока требуют более тщательного проду­ мывания. Это, прежде всего убедительная, актуали­ зация темы каждого урока, определение не только образовательных, но и, в первую очередь, задач вос­ питания. Оборудование урока должно обязательно включать разнообразные технические средства. Не типичным структурным элементом краеведческих уроков является приглашение различных «гостей»: ученых историков —краеведов, авторов книг, вете­ ранов, старожилов края, участников или свидетелей тех или иных событий, коллекционеров и т. д. Выступление гостей —это лишь фрагмент уро­ ка. Оно не должно быть большим и заменить рас­ сказ учителя. Поэтому очень важно определить за­ ранее место, регламент выступления. Иногда роль «гостя» может заключаться в субъективной оценке того или иного события, книги или других истори­ ческих источников. Логика урока может «продик­ товать» учителю целесообразность использования информации гостя, оставив ему 7-10 минут в конце урока для ответов на вопросы школьников. Особенно сложно проводить краеведческие уро­ ки в начальной школе и в 5-ом классе. Опыт пока­ зывает, что при планировании уроков в этих па­ раллелях целесообразно выделить 4 блока. Пер­ вый блок —первоначальные исторические понятия

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz