Дранишников, В. В. Общие методологические и методические подходы при подготовке и проведении краеведческих уроков по отечественной истории // Наука и образование. – 2009. – № 10. – С. 19-23.
20 Региональный компонент содержания образования много неточностей и ошибок. Даже первый том «Кольской энциклопедии», выпущенной в 2008 году, «грешит» этой болезнью. По этому учитель должен стремиться проверить каждый факт, дату, тех или иных краеведче ских событий, не ограничиваясь одним источ ником, особенно если он издан в советское время. Уточнить ответы на возникшие вопросы мож но на кафедре истории МГПУ, в Областном крае ведческом музее, в Государственном архиве Мур манской области и других (ведомственных) архи вах, в «Краеведческом зале» Мурманской государ ственной областной универсальной библиотеки. Ес ли есть возможность, целесообразно связаться с ав торами краеведческих изданий: книг, монографий, учебных пособий, редакторами краеведческих жур налов и альманахов, справочников и т. д. Авторы, как правило, с желанием идут на контакт, подробно объясняют причины появления неточностей и ошибок, которые иногда возникают не по их вине или обосновывают свою авторскую позицию, концепцию книги и т. д. При изложении материала не надо избегать «пу гаться» белых или негативных пятен в истории края. Они активизируют познавательную деятель ность школьников, ставят их в позицию исследова телей, показывают сложность и противоречивость исторического процесса; Широко используется при изложении краевед ческого материала принцип наглядности, который основоположник научной дидактики Я. А. Комен- ский назвал «золотым правилом обучения». Наука доказала, что около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Особен но остро дети воспринимают натуральную (есте ственную) и изобразительную наглядность, т. к. эти виды наглядности вызывают у них множество кон кретных ассоциаций, вызванных личным опытом, определенными знаниями о природных, климати ческих и других особенностях края. Умелое использование разнообразных видов на глядности не только помогает учителю и ученикам на высоком эмоциональном уровне решать учебно- воспитательные задачи, но и, главное, стимулирует включение школьников в процесс творческого со трудничества. С этой целью за 7-10 дней до крае ведческого урока необходимо распечатать и отдать детям не только тему и вопросы, которые будут изучаться, но и предложить на выбор вариативные, разноуровневые задания от простых —изготовления различных наглядных пособий (карто-схемы, табли цы, диаграммы, рисунки, макеты, муляжи) до слож ных, с элементами творчества —сделать подборки материалов (литература, фотографии, документы, газетные вырезки по отдельным вопросам); напи сать реферат по одной из рекомендованных тем, ис пользуя самостоятельно подобранную литературу или предоставленную учителем и сделать аргумен тированные выводы; предложить с помощью роди телей изучить семейный архив, раскрывающий изу чаемый период истории и дополнить рассказ учи теля; записать рассказ участника тех или иных со бытий и использовать его на уроке и т. д. • связи учебной и внеклассной историко краеведческой работы; • умение учить применять разнообразные по формам и уровню сложности, наиболее оп тимальные приемы и методы использования местного материала с учетом специфики клас са, школы, места проживания детей. Особые требования предъявляются к содержа нию краеведческого материала. Он должен соответ ствовать следующим критериям: 1) являться не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и источником получения новых знаний, расширения кругозора учащихся; 2) быть удобным для сравнения, сопоставления с всероссийским; 3) тесно связан с общероссийскими события ми и раскрывает специфические особенности развития края; 4) соответствие краеведческого материала пе дагогическим возможностям и использова ния его в духовно-нравственном воспитании школьников, в формировании патриотизма и гражданственности. Структура краеведческого урока почти не отли чается от структуры обычного комбинированного урока по истории. Но некоторые элементы краевед ческого урока требуют более тщательного проду мывания. Это, прежде всего убедительная, актуали зация темы каждого урока, определение не только образовательных, но и, в первую очередь, задач вос питания. Оборудование урока должно обязательно включать разнообразные технические средства. Не типичным структурным элементом краеведческих уроков является приглашение различных «гостей»: ученых историков —краеведов, авторов книг, вете ранов, старожилов края, участников или свидетелей тех или иных событий, коллекционеров и т. д. Выступление гостей —это лишь фрагмент уро ка. Оно не должно быть большим и заменить рас сказ учителя. Поэтому очень важно определить за ранее место, регламент выступления. Иногда роль «гостя» может заключаться в субъективной оценке того или иного события, книги или других истори ческих источников. Логика урока может «продик товать» учителю целесообразность использования информации гостя, оставив ему 7-10 минут в конце урока для ответов на вопросы школьников. Особенно сложно проводить краеведческие уро ки в начальной школе и в 5-ом классе. Опыт пока зывает, что при планировании уроков в этих па раллелях целесообразно выделить 4 блока. Пер вый блок —первоначальные исторические понятия
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz