Дранишников, В. В. Общие методологические и методические подходы при подготовке и проведении краеведческих уроков по отечественной истории // Наука и образование. – 2009. – № 10. – С. 19-23.

В. В. Дранишников Методические подходы при подготовке и проведении краеведческих уроков 21 и представления, которые необходимо усвоить де­ тям. Это популярное изложение основных крае­ ведческих событий, фактов, исторических понятий и представлений, дающих целостную картину рас­ сматриваемой темы. Второй блок —первоначальные краеведче­ ские представления. Это попытка сформировать у школьников иерархию нравственно-этических ценностей: высшая ценность —человеческая жизнь; боготворение матери; родная земля, дом, семья — те ценности, из которых вырастает достоинство че­ ловека, стремление к свободе, патриотизм и граж­ данственность; культурное наследие различных на­ родов и наций и т. д. Особое место в нравственном развитии детей играют национальные, народные, религиозные, тра­ диции и праздники, в процессе которых происхо­ дит формирование духовности, вырабатывается то­ лерантность в отношении людей других националь­ ностей, культур, религий, традиций. Третий блок —межпредметные связи. Они по­ могают полнее, глубже и многостороннее осмыс­ лить краеведческий материал с позиций других предметов: географии, биологии, литературы, рус­ ского языка и т.д. На эту особенность краеведе­ ния неоднократно указывал Д. С. Лихачев: «Крае­ ведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, ис­ кусствоведческие, по истории литературы, науки и т. д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности». Четвертый блок —различные разноуровневые задания, в том числе и практические, поисковые, позволяющие осмыслить новый краеведческий ма­ териал и выработать некоторые практические уме­ ния и навыки самостоятельной работы с учебными пособиями, газетным материалом и другими источ­ никами. Рекомендуемая литература по краеведению и регионоведению Научная и справочная литература: - Кольская энциклопедия. Т. 1,—СПб.: ИС; Апатиты: КНЦ РАН, 2008,—600 с.: ил. - Кольская энциклопедия. Т. 2 ,—СПб.: ИС; Апатиты: КНЦ РАН, 2 0 0 9 .-4 9 6 с.: ил. - Педагогическая энциклопедия Мурманской области. XX век. История в лицах / Сост.: В. П. Манухин, В. Ф. Подгорный, Ф. А. Гафа­ рова,—Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001.— 260 с.: ил. - Книга памяти, 1941-1945: Рос. Федерация, Мурм. обл.—Т. 1., г. Мурманск. (А-М) / Сост. и общ. ред. С. Н. Дащинского.—Мурманск: Мурманское кн. изд-во, 1994.—333 с.: ил. - Книга памяти, 1941-1945: Рос. Федерация, Мурм. обл.—Мурманск: Мурманское кн. изд- во, 1995 —Т. 2.: г. Мурманск (Н -Я) / Сост. и общ. ред. С. Н. Дащинского.—258 с.: ил. - Книга памяти: Рос. Федерация, Мурм. обл.— Т. 3. г. Кандалакша. Терский район / Сост. и общ. ред. С. Н. Дащинского,—Мурманск: Кн. изд-во, 1995,—388 с.: ил. - Книга памяти: Рос. Федерация, Мурм. обл.— Т. 4. г. Кировск. Ловозерский район, г. Монче­ горск / Сост. и общ. ред. С. Н. Дащинского.— Мурманск: Кн. изд-во, 1995,—331 с.: ил. - Книга памяти: Рос. Федерация, Мурм. обл.— Т. 5. г. Кола, Североморск. Дополнительные списки. / Сост. и общ. ред. С. Н. Дащин­ ского.—Мурманск: Мурманское кн. изд-во, 1996.—360 с.: ил. - Книга памяти: Рос. Федерация, Мурм. обл.— Т. 6. Советско-финляндская война 1939— 1940 гг. Великая отечественная война 1941— 1945 гг. Дополнительный список. Война в Че­ ченской республике, Дагестане и Таджики­ стане / Сост. и общ. ред. С. Н. Дащинского. — Мурманск, НИЦ «Пазори», 2000.—272 с.: ил. - Книга памяти: Рос. Федерация, Мурм. обл.: Поименный список репрессированных жите­ лей Кольского полуострова, а также иностран­ ных граждан, проживающих в Мурманской области / Сост.: С. Н. Дащинский, В. В. Воро­ нин, В. А. Нечушкин.—Мурманск: Мурман­ ское кн. изд-во, 1997.—412 с.: ил. - Красная книга Мурманской области / Прави­ тельство Мурм. обл., Упр. природ, ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Мурм. обл. Научные редакторы: Н. А. Кон­ стантинова, А. С. Корякин, О. А. Макарова. — Мурманск: Мурманское кн. изд-во, 2003,— 400 с.: ил. - Краеведение в России: История. Современ­ ное состояние. Перспективы развития: Ма­ териалы Всероссийского семинара краеведов «Любовь к малой родине —источник любви к Отчизне»: Зарайск, 30 января 2004 г. / Отв. ред. С. О. Шмидт,—М.: АНО ИЦ «Москове- дение», 2004,—304 с. - Кто есть кто в Мурманской области: Биогра­ фический справочник / Сост. В .Н . Беляев.— СПБ.—Мурманск: ООО «Аргест», 2004,— 200 с. - Баранов А. В., Калинина Т. А. «Апатит» —из века в век. —Апатиты: Изд-во «Минералы Ла­ пландии», 2004,—288 с.: ил. - Богданец Т. П., Василевская В. Н., Коммандер Яан., Шевченко А. В ,—Экология Мурманской области с основами общей экологии,—Мур­ манск: Кн. изд-во, 1998,—188 с. - Большакова Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем,—

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz