Дранишников, В. В. Воспитание литературного вкуса в процессе проведения краеведческих экскурсий и походов // Программа и тезисы докладов : XIII научная конференция [преподавателей Мурманского педагогического института] с 27 марта по 6 апреля 1972 г. / М-во просвещения РСФСР, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 1972. – С. 76-77.

Учитель средней школы № 10 г. Му рман с к а В. В. Д Р А НИШНИ К О В ВОСПИТАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ВКУСА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ И ПОХОДОВ Сам по себе детский вкус несовершенен. С одной стороны, у ребёнка есть преимущество в восприятии искусства перед взрослыми — непосредственность, искренность, свежесть чувств. С другой — у ребят еще нет достаточного эстетическо­ го, жизненного опыта, это ведет к односторонности, субъек­ тивности восприятия, а часто и к выработке ошибочных кри­ териев. В методической литературе недостаточно освещен вопрос, связанный с воспитанием литературного вкуса средствами краеведческой работы во время экскурсий и походов по род­ ному краю. А ведь именно в природе поэт, писатель, худож ­ ник, композитор черпают свои образы. Этот доклад — попытка рассмотреть формирование лите­ ратурного вкуса посредством знакомства школьников с при­ родой родного края, народным творчеством. Удивительно тонко, непосредственно воспринимают школь­ ники красоту в походе независимо от того — пей з аж ли это, народная песня, или деревянное зодчество XVII века. Непосредственность же эстетического чувства необходимо возвысить до эстетического вкуса. Методика воспитания эсте­ тического вкуса в процессе проведения краеведческих экскур" сий и походов должна учитывать наличие в сознании учащих­ ся образов прекрасного, возникших под влиянием чтения и изучения художественной литературы. Сравнительный анализ прозы, пейзажных стихотворений разных поэтов (А. Пушкин и Ф. Тютчев, К. Паустовский и М. Пришвин, Н. Рыленков и А. Твардовский...) да е т возмож­ ность выявить своеобразие видения одной картины разными поэтами, писателями, а сопоставление картин, созданных ли­ т ераторами , с «натурой» развивает литературное «зрячество», 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz