Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ КОЛЬСКОГО КРАЯ Одним из проявлений самобытности отечественной педагогики, творчества и энтузиазма учителей, занимающихся внеклассной и вне­ школьной работой по предмету, является массовое движение по созда­ нию школьных музеев. В 1985 году в стране работало на общественных началах около 12 тысяч таких музеев. В них хранилось более 10 миллионов памятни­ ков истории и культуры, входящих в состав музейного фонда Союза ССР1. В Мурманской области в 1985 году было создано 49 паспортизи­ рованных школьных музеев. К сожалению, наблюдается тенденция свертывания деятельности учительских коллективов по организации музеев. Так, к 2000 году в области осталось лишь 32 школьных музея. "Школьный музей - .это особое звено учебно-воспитательного процесса школы, находящееся под контролем государственных музеев, которое является специфической формой учебно-воспитательной рабо­ ты и одновременно сложным комплексом средств воспитания, вклю­ чающим в себя тематические коллекции подлинных исторических ис­ точников и вспомогательных материалов, помогающих решать те или п2 иные задачи воспитания учащихся . В документах и материалах, рассказывающих о довоенных шко­ лах, встречается слово "музей". Однако этот термин носит условный характер и не соответствует современному понятию "школьный му­ зей", которое предполагает обязательное наличие подлинных истори­ ческих источников определенного профиля, их строгий учет и ведение специальной документации, хранение экспонатов в специально обору­ дованных витринах и помещениях, контроль за их сохранностью со стороны государственного музея и т. д. Анализ создания и работы школьных музеев Мурманской области показал, что для их деятельно­ сти характерны типичные черты лучших школьных музеев страны, но есть и особенности, вызванные спецификой нашего региона. 1 См.: Путеводитель по общественным музеям города Мурманска. Мурманск, 1986. С. 1. 2 Дранишников В. В. Активизация познавательной деятельности учащихся в про­ цессе краеведческой работы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1986. С. 8.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz