Очерки истории народного образования Кольского края : научное издание / В. В. Дранишников, В. П. Манухин, Е. Ф. Дудакова ; Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 2001. - 624 с., [49] л. ил.

Переход на всеобщее среднее образование Достижения советской школы в 70-е годы щему объему поставляемых учебным заведениям школьных пособий, станочного, электронного, лабораторного и другого оборудования Мурманская область вплоть до 1997 года занимала 5 место по Россий­ ской Федерации (после Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирской и Тюменской областей), а в перерасчете поступающего оборудования на одну школу неизменно занимала первое место. Коллегия Минпроса РСФСР в свое время рекомендовала опыт работы Мурманского учкол- лектора распространить на другие регионы. Небольшой коллектив уч- коллектора четырежды завоевывал переходящее Красное знамя Мини­ стерства просвещения СССР и получил его на вечное хранение. Учколлектором бессменно руководит отличник народного про­ свещения Тамара Николаевна Функова. Мария Алексеевна Овчарова, Лидия Николаевна Андрианова, Нина Николаевна Караболаева, Анна Николаевна Долынюк, Елена Александровна Прядкина, Эльвира Нико­ лаевна Ашакевич трудятся здесь десятки лет, стали высококвалифици­ рованными специалистами, хорошо знающими сеть школ области. Советская школа в 70-е - первой половине 80-х годов в Заполярье и во всей стране достигла значительных успехов. Практически все дети школьного возраста учились. Успешно решались социальные вопросы, был организован массовый летний отдых детей (большинство из них выезжали на юг с родителями или в пионерские, спортивные, трудовые лагеря), оказывалась материальная помощь многодетным и плохо обеспеченным семьям и т. д. Уровень среднего образования был достаточно высоким. Не слу­ чайно советские школьники и студенты постоянно занимали призовые места на международных конкурсах. Незначительной была детская преступность. Не существовало та­ ких понятий, как детская проституция, наркомания, токсикомания. В то же время в советской школе были и серьезные недостатки, обусловленные природой тоталитарного государства: авторитарный стиль общения, формализм в учебно-воспитательной работе, подчине­ ние интересов личности интересам коллектива, перегрузка, что в усло­ виях Крайнего Севера сказывалось на здоровье детей, отсутствие мо­ тивации в учебе, так как специалисты с высшим образованием получа­ ли более низкую заработную плату, чем не имеющие его. 326

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz