Дранишников, В. В. Добрый чудак : (о мурманском учителе-книголюбе Н. П. Трунине) // Наука и образование. – 2008. – № 9. – С. 171-176.

174 Ученые и деятели народного образования Кольского края университет на физико-математический факультет,— рассказывал учитель.—В 1941 и 1942 гг. нас, студен­ тов старших курсов, в армию не брали, мы учились и работали. Я работал грузчиком на кондитерской фабрике. В один прекрасный день, 11 февраля 1943 года, идя домой, попал в облаву, из которой всех задер­ жанных, в том числе и студентов старших курсов, уже не выпустили. Все были мобилизованы. Посла­ ли учиться в пулеметное училище. Весной 1944 года его окончил, получив звание лейтенанта, и был на­ правлен на Юго-Западный фронт (Бессарабия). Как и все фронтовики, испытал наступления, бомбежки, гибель друзей... Во время наступления в Венгрии наши части вы­ рвались вперед. Это использовал противник для тан­ кового окружения. У нас же кроме винтовок ниче­ го не было. Началось побоище. Что-то разорвалось вблизи. Очнулся... уже пленным. День 26 октября 1944 года стал для меня самым трагическим в жизни. Из-за этого дня не смог ра­ ботать по профессии. Этот день еще многие годы давал себя знать в личной жизни и в служебной об­ становке. .. Можно сказать, что мне повезло: попал в плен в конце войны. Поэтому отношение немцев к плен­ ным не было жестоким, но голод мы испытывали в полной мере. В 1945 году нас освободили амери­ канцы. Несколько месяцев я провел в оккупацион­ ной зоне. Относились к нам союзники очень хорошо. Одели, обули, отлично кормили. Американцы агити­ ровали, чтобы мы остались у них. Но большинство пленных рвалось на Родину. Когда мы пересекли нашу границу, остановились в каком-то поселке, нас помыли в бане, сняв доб­ ротное американское и выдав такие лохмотья... Все отобрали и отправили в Одессу, где уже в своем пе­ ресыльном пункте пришлось пробыть больше года. Кормили одной кашей, в которой было полно червя­ ков. Жили в бараках и, конечно, под охраной. В мае 1946 года мне дали документ-справку, билет и сказали: поезжай домой. Приехал домой и с этой справкой пошел в милицию, чтобы по­ лучить паспорт. Дали временное удостоверение на шесть месяцев без права выезда из района. Прошел положенный срок, и мне выдали временный паспорт на год для предъявления в учебное заведение. Через два года я закончил Казанский универси­ тет по специальности „Физик, инженер-оптик“ . По распределению меня направили на Подольский оп­ тический завод. Мандатная комиссия из-за того, что я был в плену, назначение отменила. Так и сказали: „Вот тебе диплом, ищи работу сам“ . Пришлось ехать в Москву. Явился в Министерство высшего образо- 1 Дранишников В.В., Манухин В. П., ДудаковаЕ.Ф. Очерки С. 307-308. вания, там такой же ответ: был в плену —не можем помочь. По совету одной участливой женщины из мини­ стерства пошел учительствовать в школу. Понача­ лу все думал: как же я буду работать, ведь педа­ гогику не проходил. Я просто инженер. Но в Ми­ нистерстве просвещения подбодрили, напутствова­ ли в Мурманск. И вот я в Мурманске, стал работать учителем. К счастью, мне эта работа пришлась под душе. Преподавал физику, математику, астрономию и психологию. Вот такой след оставила война в моей памяти»1. Я думаю, не только война оставила след, но еще и тоталитарное государство, которое не признавало юридическое понятие «презумпция невиновности». Николай Петрович не ошибся профессией. Он стал хорошим учителем. О педагогическом мастерстве Н. П. Трунина сви­ детельствуют присвоение ему звания «Заслуженный учитель РСФСР» и другие не менее весомые доказа­ тельства. Среди воспитанников Николая Петровича академик Н. Н. Блинов, писатель Б. Н. Блинов, док­ тора наук, а кандидатов наук так много, что, пожа­ луй, не поместятся в классном помещении. Последние годы, до выхода на пенсию, Н. П. Трунин работал методистом и заведующим кабинетом физики Мурманского института усовер­ шенствования учителей. Но есть очень важная сторона жизнедеятельно­ сти Н. П. Трунина, которая созвучна актуальной пе­ дагогической проблеме гуманизации всего учебно- воспитательного процесса. Он известен, и не только в Заполярье, как знаменитый книголюб, в прошлом обладатель уникальной библиотеки, герой многих журнальных и газетных публикаций. Почему в прошлом? Да потому что теперь книги Николая Петровича находятся на полках более 100 музеев и библиотек страны, у сотен незнакомых ему людей, которым, как считает Н. П. Трунин, они при­ носят большую пользу. А всего он подарил более 5 тысяч книг, из них 9 —библиографические редкости, 52 собрания сочинений, в том числе 26 дореволю­ ционных изданий2. Был у коллекционера целый шкаф книг, подарен­ ных известными советскими писателями и поэтами с теплыми автографами. Ираклий Андроников при­ слал Н. П. Трунину свои «Рассказы литературоведа» с благодарностью за великую любовь к русской ли­ тературе. Он узнал о мурманском книголюбе из кол­ лективного письма класса, в котором Трунин до ухо­ да на пенсию преподавал физику, а в свободное вре­ мя вводил ребят в мир книг. Михаил Шолохов прочитал о Трунине заметку в газете и тоже подарил ему одну из своих книг. Кон­ стантину Симонову рассказали о бескорыстном да- истории народного образования Кольского края —Мурманск, 2001. 2 Педагогическая энциклопедия Мурманской области. XX век. История в лицах / Сост. В. П. Манухин. В Ф Подгорный, Ф. А. Гафа­ рова.—Мурманск, 2001.—С. 95.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz