Дранишников, В. В. Изучение истории края на ранних этапах обучения школьников // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 138-144.

138 ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ и психологии В.В. ДРАНИШНИКОВ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ КРАЯ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И дея изучения краеведения на ранней ступени обучения истории была науч­ но обоснована во второй половине XIX в. выдающимися представителями отечествен­ ной педагогики. Еще в 1867 году в статье «Сделать русские школы русскими» К.Д. Ушинский писал о первейшей необходимости и большой педагогиче­ ской целесообразности обогащения учащихся начи­ ная с начальных классов краеведческими или, как тогда их называли, родиноведческими сведениями. Эти идеи нашли дальнейшее развитие в трудах уче­ ных и деятельности учителей-практиков в начале XX в. В 1902 году московский педагог Н. Родзевич в журнале «Вестник воспитания» в статье «О препо­ давании истории в 1 и 2 классах» развивает мысль о том, что местная история должна послужить «ис­ ходной точкой в преподавании истории». Таким образом, учителя, методисты, ученые в дореволюционной России не только научно обосно­ вали возможность и целесообразность изучения краеведения на ранних ступенях обучения истории, но и разработали содержание и формы внеклассной краеведческой работы по предмету. В советское время идея раннего обучения ис­ тории родного края особенно плодотворно развива­ лась до 1928 г.: существовали многочисленные краеведческие издания, выпускались краеведческие учебники и пособия. С.О. Шмидт называл эти годы «золотым десятилетием краеведения», так как «только с 1917 по 1927 год число краеведческих уч­ реждений и организаций возросло более чем в 10 раз: по неполным данным, со 155 до 1761, причем многие из них выпускали свои издания (иногда - рукописные журналы). Деятельность таких органи­ заций, особенно при отсутствии других научных уч­ реждений, превращала их в, как тогда выражались, своеобразные академии наук на местах» [16. С. 14]. Ведущая роль в организации этой деятельно­ сти принадлежала музейным работникам и учителям школ. «Краеведческий бум» отмечался и на Край­ нем Севере. 17 октября 1926 года образовалось Об­ щество по изучению Мурманского края. На его пер­ вом собрании присутствовало 45 человек, в прези­ диум собрания были избраны Клюге, Алымов и Осиновский. В 1929 году были созданы отделения Общества в самых отдаленных уголках Кольского Заполярья: в Кузомени, Поное, Умбе, Оленице, Кашкаранцах, Варзуге, Тетрино, Пялице. Для вновь созданных отделений решено было выписать на 1919 г. два журнала - «Известия ЦБК» и «Охрана природы». Общеизвестные трагические события 30-х го­ дов нанесли удар по всей духовной жизни общества, в том числе и по организации обучения истории края в начальной школе. Однако на всех этапах сложного социально-экономического и политиче­ ского развития нашей страны ученые, методисты и учителя постоянно высказывали мысль о том, что необходимо в раннем возрасте знакомить детей с историей Отечества, особенно с историей своей «малой родины» - родного края. В некоторых республиках СССР, прежде всего в прибалтийских, уже в 60-е годы ввели краеведче­ ские курсы в начальной школе. Это было важным средством борьбы за сохранение национальной культуры. В РСФСР школьное краеведение ограничива­ лось лишь специальными краеведческими уроками, которые в ряде школ не проводились вообще либо проводились на низком научно-методическом уров­ не, так как далеко не для каждого региона были на­ писаны монографии по его истории и созданы мето­ дические пособия по этой теме. Поэтому основной упор делался на внеклассную и внешкольную исто­ рико-краеведческую работу по предмету, прежде всего на массовое участие во всесоюзных турист­ ско-краеведческих экспедициях пионеров и школь­ ников: «Моя Родина», «Мое Отечество», в настоя­ щее время «Возрождение России». В ряде школ ра­ ботали краеведческие факультативы. В конце 80-х годов ситуация резко изменилась. Школа лишилась многих, как еще недавно казалось, надежных средств воспитания на примерах деятель­ ности комсомола и КПСС, жизни В.И. Ленина, ре­ волюционеров и пионеров-героев. Стали несостоя­ тельными общественные идеалы, был подорван ав­ торитет государства, школы и старших поколений, прекратили существование пионерская и комсо­ мольская организации. Этот пробел можно было восполнить надежным и давно апробированным средством формирования гражданственности - краеведением. Именно поэтому возник закономер­ ный и объяснимый интерес к проблемам региональ­ ного исторического образования школьников. Говоря об изучении краеведения на ранних этапах обучения- истории, надо помнить о двух сте­ реотипах, сложившихся в мышлении учителей- историков, методистов, представителей педагогиче­ ской общественности. Во-первых, мы традиционно недооцениваем познавательные возможности детей младшего школьного возраста, во-вторых, традици­ онно считаем абсолютно верной мысль о том, что краеведческие знания намного понятнее и доступнее того, что мы узнаем из отечественной истории. Од­ нако история Кольского края периода средневековья для восприятия пятиклассника более трудна, чем история государства российского в целом, так как

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz