Дранишников, В. В. Изучение истории края на ранних этапах обучения школьников // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 138-144.

В.В. Дранишников ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ КРАЯ НА РАННИХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 139 минимальные знания по отечественной истории школьники и их родители (даже не имеющие хоро­ шего образования) могут получить из многочислен­ ных популярных изданий, художественных и доку­ ментальных фильмов, телепередач. А вот такую ин­ формацию о Кольском крае в специальных изданиях в достаточной мере школьники Заполярья пока по­ лучить не могут. Кроме того, краеведческий матери­ ал включает не только сложный общеисторический аппарат, но и местную терминологию, непонятную многочисленным приезжим и городским жителям (следует отметить, что Мурманская область являет­ ся самой урбанизированной во всей Российской Фе­ дерации). Во второй половине 90-х годов не только уче­ ные-методисты, учителя, но и руководители ряда регионов начали осуществлять идею раннего обуче­ ния истории родного края или родного города уже в начальной школе. В результате этой деятельности возникли новые краеведческие термины: «москво- ведение», «санкт-петербурговедение», «мурманове- дение» и т.д. В 1995 году для младших школьников был из­ дан первый учебник по принципиально новому про­ педевтическому курсу истории для начальной шко­ лы «Введение в историю» [14]. В яркой эмоцио­ нальной форме эта книга рассказывает о богатом мире материальной и духовной культуры, изучение которой лежит в основе усвоения исторических зна­ ний. Знакомство с разделами учебника «Лента вре­ мени», «Моя родословная», «Название моего горо­ да», «История вещей» дает школьникам возмож­ ность ощутить движение времени, понять смысл из­ менений в жизни отдельного человека и целого на­ рода, приготовиться к восприятию собственно исто­ рического курса в средней школе. В 1996 году в Москве был издан красочно ил­ люстрированный «Московский букварь». Однако содержание этой книги, за исключением нескольких материалов, не является краеведческим. Зато удач­ ной книгой стало «Москвоведение» - пособие для начальных классов, написанное Ю.И. Боровиковой [1]. Содержание книги, характер текстов, вопросы, иллюстрации, - все отвечает требованиям, предъяв­ ляемым к региональным пособиям и учитывает по­ знавательные способности детей младшего школь­ ного возраста. Книга имеет хорошую методическую базу, интересны и занимательны материалы и во­ просы для викторины о Москве. Хорошим дополне­ нием к этому учебнику стала изданная в 1997 году рабочая тетрадь по москвоведению (автор О.В. Жунина) [6]. Один только перечень тем, по ко­ торым разработаны интересные задания и сделаны оригинальные рисунки для раскрашивания, дает представление о больших познавательных возмож­ ностях этого издания: Москва каменная, деревянная, путешествие по Кремлю, русская геральдика, жи­ лища москвичей в древности, предметы быта и средства передвижения, старинная одежда, история Москвы в названиях улиц, музеи-заповедники Мо­ сквы, гроза 1812 года, тема «Поклонимся великим тем годам». Удачным изданием стала книга «Угадай-ка» [15]. Это рабочая тетрадь по курсу истории и куль­ туры Санкт-Петербурга. Учебное пособие для на­ чальных классов включает в себя краеведческий ма­ териал для развития познавательного интереса к изучению родного города у юных петербуржцев. Детям предлагаются задания разных уровней слож­ ности - ребусы, кроссворды, раскраски. Рабочая тетрадь может применяться как при изучении от­ дельного краеведческого курса, так и при фрагмен­ тарном введении знаний о городе в различные школьные дисциплины. Задания, предложенные в тетради, могут использоваться и для закрепления знаний на уроках, и для самообразования учеников. Особое место среди учебных пособий по исто­ рии для начальной школы и среднего звена занимает серия книг «Истоки» для 2-6 классов [7-11]. Их ав­ тор - профессор Вологодского педагогического уни­ верситета, научный руководитель ВНИК «Истоки» А.В. Камкин. На наш взгляд, это лучшие изданные в России учебные пособия по истории для детей. В их основе лежит культурологический подход, что дела­ ет эти книги не только содержательными, но и глу­ боко воспитывающими на основе традиций русской духовности. Неслучайно уроки по ним ведутся уже в школах Архангельской, Ярославской, Саратов­ ской, Вологодской областей. А.В. Камкин является крупнейшим специали­ стом по истории православия на Севере России, что не могло не сказаться на содержании учебных посо­ бий «Истоки», которые имеют подзаголовок «Со­ циокультурный системный подход к истокам обра­ зования». Это книги для светской школы, однако ав­ тору удалось естественно и органично наполнить светское содержание отечественной истории эле­ ментами православной культуры, не вызывая про­ тестов ни у атеистов, ни у верующих. Автор рассказывает, чем отличаются его книги от учебного пособия «Основы православной культу­ ры»: «Если «Основы православной культуры» идут от логики Катехизиса: что есть Бог, что есть Свя­ щенное писание, т.е. идут от знания к жизни, то мы, наоборот, идем от жизни к знанию, пытаемся нау­ чить ребенка видеть в жизни духовное ядро. Мы го­ ворим о том, что такое имя - это дар, в котором множество смыслов, тут же вспоминаем о традици­ ях имянаречения и крещения на Руси. В третьем классе говорим о раскаянии - о том, что важно уметь раскаяться и попросить прощения, вспомина­ ем о традиции покаяния, об исповеди. Главная зада­ ча - найти духовное зерно, и при этом в церковь ре­ бенка никто не тащит, ведь предмет светский. «Не­ вольник - не богомольник» - так говорили в народе, насильно верить никого не заставишь. Но показать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz