Дранишников, В. В. Изучение истории края на ранних этапах обучения школьников // Наука и образование. – 2007. – № 8. – С. 138-144.

140 ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ и психологии что во всех важнейших жизненных ценностях при­ сутствует духовное начало, необходимо». Учебное пособие «Истоки» для 2 класса состо­ ит из 4 разделов и очень доступно написанных не­ больших рассказов: родной очаг (имя, семья, дом, деревня, город), родные просторы (нива и поле, лес, река, море-океан, путь-дорога), труд земной (сев и жатва, ткачихи-рукодельницы, мастера-плотники, кузнецы-умельцы, ярмарка), труд души (слово, сказка, песня, праздник, книга, икона, храм). Только в последнем разделе пособия в рассказе «Слово» ав­ тор тактично вводит элементы религиозного содер­ жания как необходимую часть общекультурного и исторического наследия России: «Самое главное слово - Слово Истины. В Библии сказано, что оно даровано человеку: «В начале было Слово, и Слово было у Бога» [7]. Встречаются в рассказе и другие религиозные понятия: «Труднее всего дается слово покаяния и слово прощения. Как непросто его про­ изнести, но как легко становится на душе. Это по­ тому, что совесть освобождается от тяжести греха, от злого слова и дела... многие люди знают особое слово - молитву. Ее направляют к Богу». В рассказе «Книга» используются такие сложные православные понятия, как Библия, икона, лампада, красный угол, горний мир. Таким образом, на первый взгляд, найден ком­ промисс, позволяющий в рамках светского образо­ вания в меру необходимости вводить в светский курс элементы религиозного образования, причем те, которые имеют культурологическую и нравст­ венную ценность. На деле все гораздо сложнее. Лю­ бознательный ученик при изучении рассказа «Сло­ во» задаст как минимум следующие вопросы: «Что означает понятие Слово? Почему оно, как и некото­ рые другие слова, пишется с заглавной буквы? Кто такой Бог? Есть ли он на самом деле?» и т.д. В та­ ком случае учителю не хватит урока, а иногда и зна­ ний, чтобы объяснить все эти сложные понятия. Конечно, все эти трудности преодолимы. Учи­ тель может дать детям заранее заготовленный спи­ сок популярной детской литературы, в которой под­ робно даны ответы на эти вопросы, а также посове­ товать почитать эту литературу вместе с родителя­ ми. Можно подробно осветить эти вопросы на заня­ тиях кружка. Но главное заключается в том, даже будущий учитель уже в педагогическом институте должен готовиться к преподаванию такого курса, а для этого надо издавать хорошие методические по­ собия. Учебное пособие «Истоки» для учащихся 3 класса раскрывает уже нравственные проблемы вос­ питания детей и в гораздо большей степени, чем предыдущие книги, имеет религиозное содержание. Неслучайно А.В. Камкин выражает «глубокую бла­ годарность Преосвященнейшему Максимилиану, епископу Вологодскому и Великоустюжскому, за ценные советы, высказанные при работе над кни­ гой» [8]. Эта книга состоит, как и предыдущие, из небольших рассказов: Вера (вера, верность, правда, честь), Надежда (надежда, согласие, терпение, по­ слушание), Любовь (любовь, милосердие, доброта, покаяние), София (ум и разум, истина, знание, муд­ рость). Заканчивается пособие оптимистическим ут­ верждением автора: «Никакие соблазны не в силах сокрушить Веру. Никакие угрозы не устрашат На­ дежду. Все испытания преодолеет Любовь. Их нико­ гда не оставит София - премудрость Божия. Они не­ раздельны. Вера придает силы Надежде. Любовь де­ лает их счастливыми, а София - мудрыми. В едине­ нии Веры, Надежды, Любви и Софии - истоки всего лучшего, что было, есть и будет в человеке» [9]. Такими же необычными и яркими как по со­ держанию, так и по оформлению являются и книги этой серии для учащихся 5 и 6 классов. Кроме того, для учащихся 5 классов выпущена рабочая тетрадь (сборник дидактических материалов), позволяющая ученикам самостоятельно заниматься по курсу «Ис­ токи». Безусловно, обучать детей по этому пособию может лишь учитель, прошедший специальную под­ готовку. В школах Заполярья тоже есть интересный опыт изучения истории родного края на ранних эта­ пах обучения. Еще в 1979 г. автор данной статьи опубликовал первое учебное пособие по краеведе­ нию для учащихся начальных классов школ Мур­ манской области «Рассказы по истории Кольского края» [3]. Книга была издана достаточно большим для области тиражом - 30 тыс. экз., хорошо проил­ люстрирована, в нее входили вопросы и практиче­ ские задания для детей. На протяжении более 10 лет не только учителя школ, но и воспитатели старших групп детских садов нашей области успешно поль­ зовались этой книгой. Принятие Закона РФ «Об образовании», т.е. появление прямого социального заказа, а также про­ явление заинтересованности к этой проблеме со стороны комитетов по образованию администрации города и области, МГПУ, МОИПКРО и творчески работающих учителей создали благоприятные усло­ вия для практического воплощения в жизнь идеи изучения краеведения на ранних этапах обучения истории. В 1997 году по инициативе мэра Мурманска О.П. Найденова для учащихся начальной школы был издан учебный интегративный курс по истории заполярной столицы «Мой Мурманск» [5]. В день 80-летия Мурманска эту книгу получили в подарок все первоклассники города. Авторы книги - люди разного возраста, специалисты в разных отраслях знаний: методисты, педагоги, старожилы города, ве­ теран войны и труда, студент-историк, музейный работник, но всех их объединила любовь к Кольской земле и ее столице. Авторы изучили аналогичные учебные книги, изданные в других регионах, поэто­ му смогли учесть при работе над новым пособием

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz