Дранишников, В. В. Модель гражданского образования школьников Кольского края // Наука и образование. – 2006. – № 7. – С. 54-64.

54 В.В. ДРАНИШНИКОВ МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КОЛЬСКОГО КРАЯ В настоящее время активизации деятельности по гражданскому воспитанию школьников способствует коллективная творческая разработка модели гражданского образования учащихся Кольского края, отражающая специфику и возможности детей, живущих в конкретных природно-климатических и социально-экономических условиях Крайнего Севера. Модель гражданского образования школьников включает в себя: - цели, обусловленные скоординированной деятельностью всех преподавателей школы, заинтересованных детей и родителей, представителей государственных, общественных и культурных учреждений данного округа города; - содержание, т.е. знания о сущности и видах учебно-воспитательных занятий, методике их проведения, выход на практическую общественно значимую деятельность; - средства (материальные, духовные) для организации системы деятельности: литература (учебная, методическая), наглядные пособия, спортивное и туристическое оборудование, ТСО; - методику и технологию (виды деятельности, методы и формы, адекватные поставленным конкретным целям и задачам); - субъектов (ученики, учителя, родители, представители государственных и общественных организаций), реализующих процесс достижения спланированных целей; - способы управления, обеспечивающие единство компонентов спроектированной модели, ее цельность и развитие; - критерии и показатели эффективности подготовки на каждом этапе. На наш взгляд, модель гражданского образования должна объединять начальную школу, среднее звено и старшие классы. Это важно для создания единого и непрерывного педагогического процесса в школе, сохранения преемственности между ступенями обучения, для возможности на каждом новом возрастном этапе с учетом достигнутого уровня гражданственности детей ставить более сложные и более социально значимые задачи. В силу объемности материала остановимся лишь на некоторых элементах рассматриваемой модели. Начальная школа. Главная задача - развитие эмоционально-нравственной сферы детей и прежде всего патриотических чувств; формирование на краеведческом материале таких важных качеств, как доброта, милосердие, справедливость, честность, совестливость, эмпатия. Много поучительного, интересного в плане эмоционально-нравственного воспитания детей несут в себе религиозная философия и этика. С некоторыми трудами религиозных философов и педагогов полезно познакомиться учителям начальной школы. Например, русский философ В.С.Соловьев в книге «Три разговора» пишет о том, что в человеке (в отличие от животного) заложены три благородных инстинкта, которые являются основой развития всех лучших качеств человека: это стыд, жалость, благополучие. Стыд рождает такие качества, как: - воздержание (его антонимы - обжорство, пьянство, разврат; его гипертрофированное качество - аскетизм); - достоинство; - честь, честность; - искренность, правдивость; - уважительность, снисходительность; - деликатность, любезность; - порядочность, чистоту (моральную); - щедрость, гостеприимство, дружелюбие; - скромность, выдержку, предупредительность. Не только в русской религиозной философии, но и в обыденной жизни крестьянства (основная масса населения России XIX-начала XX вв.) слово «жалость» употреблялось как синоним слова «любовь». В.С.Соловьев считает, что «различают любовь между родителями и детьми, между супругами, любовь ко всему живому, любовь ко всему человечеству и каждому человеку. Высшее качество любви к людям - самоотверженность (альтруизм)». На основе понятия «жалость-любовь» формируются такие чувства, как: - преданность; - сострадание, сочувствие; - милосердие; - доброта; - миролюбие; - уступчивость, великодушие; - терпеливость. Все нравственные качества в старину называли добродетелями, а противоположные им - пороками [2]. Не случайно большинство произведений, включенных в «Азбуку» и «Новую азбуку»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz