Дранишников, В. В. Модель гражданского образования школьников Кольского края // Наука и образование. – 2006. – № 7. – С. 54-64.

56 РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Ядринцева И.Ю. Мой родной Североморск. - Североморск, 2001. Среднее звено (5-7 классы). Задачи: 1. Формирование у подростков иерархии нравственно-этических, общечеловеческих и национальных ценностей на основе изучения истории, литературы, обычаев и традиций народов Кольского Севера в процессе организации разнообразной поисковой деятельности гражданского содержания, направленной на внимание и заботу о земляках (старожилах края, ветеранах войн и труда, инвалидах, одиноких людях); на заботу о своей семье, друзьях, школе; на охрану природы и т. д. 2. Выработка практических умений и навыков гражданского поведения. Средства реализации, формы работы, опыт: В настоящее время учащиеся среднего звена школ Мурманской области могут изучать два региональных курса: в 5 классах с 1993 г. в школьный стандарт содержания образования ряда школ введен курс «История родного края» (автор учебного пособия В. В. Дранишников), в 5-9 классах Мурманска можно вести курс «Мой Мурманск» (учебное пособие большой группы авторов под редакцией С. Н.Дащинского и JI. А.Кореневой). Учебное пособие «Этих дней не смолкнет слава», написанное В. В. Дранишниковым, JI. В. Журиным, В. А. Смирновым и др., используется рядом учителей 7 классов как один из источников для проведения факультатива «Война в Заполярье». Особенно характерна для среднего звена школ Мурманской области разнообразная по содержанию, формам и методам внеклассная и внешкольная деятельность патриотического характера. В области успешно работают десятки школьных музеев разного профиля: краеведческие, музеи боевой славы, истории школы и т. д. многочисленные поисковые группы в течение всего года по специально разработанным программам проводят поисковые операции «Забота», «Память», «Долг» и др. Учителя возродили военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница», «Орленок», военно- спортивные лагеря, шефство над памятниками и воинскими захоронениями. Школьники проводят природоохранные операции «Елочка», «Первоцвет», «Трал», «Зеленый наряд города». Приведем наиболее яркие примеры передового педагогического опыта. В школе № 3 г. Полярный в результате поисковой работы под руководством учителя истории В. А. Дмитриева создан музей боевой славы. С 1977 г. в период работы летних лагерей функционирует выездной военно-спортивный лагерь «Крылатая гвардия», который находится р тундре, в районе реки Западная Лица. Ребята изучают боевой путь воевавших здесь воинских соединений, собирают останки погибших, занимаются их перезахоронением, ищут без вести пропавших. Поисковый отряд «Память», созданный директором ДЮСШ К. А. Добровольским, за 10 лет организации многодневных походов по местам боев в Заполярье собрал и захоронил более 500 останков советских воинов. Изготовлены и установлены на местах боев три памятника погибшим защитникам Кольской земли, приведены в порядок захоронения в губе Кислая и в районе реки Титовка. Удалось установить и найти родственников 15 без вести пропавших. В школе № 288 пос. Заозерск созданы профильные классы «Юнги Северного флота». Среди поставленных задач, решаемых учителями, записаны следующие: - развитие гражданственности как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности; - формирование профессионально значимых для морского офицера качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни, особенно в процессе службы; - воспитание верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности. Для профильных классов создана система военно-патриотического воспитания, комплекс форм которой подразделяется на две основные группы. Первая группа включает в себя многообразные формы общепатриотического характера. Это интегрированные занятия по самым различным учебным дисциплинам, изучение курсов «История ВМФ России», «Воинский этикет и культура взаимоотношений военнослужащих», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими шефствующих воинских частей, совершенствование учебно-материальной базы и оформления закрепленных помещений. Вторая группа обусловлена спецификой содержания военно-патриотического воспитания и характеризуется большей военной и военно­ прикладной направленностью. Это изучение специального курса «Военно-морская подготовка», практические занятия в Учебном центре флотилии, проведение «Дней специалиста» на шефских кораблях, ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью кораблей и частей ВМФ, занятия в военно-технических и военно-спортивных кружках. В кандалакшской школе № 9 интерес школьников к народному творчеству вырос в создание фольклорного кружка «Поморочка», которому недавно исполнилось 10 лет. Члены кружка сотрудничают с городской литературной группой «Финикс», участвуют и побеждают в творческих конкурсах (школьных, городских, областных).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz