Дранишников, В. В. Модель гражданского образования школьников Кольского края // Наука и образование. – 2006. – № 7. – С. 54-64.

В.В. Дранишников МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КОЛЬСКОГО КРАЯ___________________________ 63 Большакова Надежда. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. - Мурманск: Кн. изд-во, 2005. Дранишников В.В., Манухин В.П., Дудакова Е.Ф. Очерки истории народного образования Кольского края. - Мурманск, 2001. Киселев А.А. Война в Заполярье: Учебное пособие для старшеклассников. - Мурманск, 1995. Киселев А.А. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941- 1945 годах. - Мурманск, 2002. Киселев А.А., Шевченко А.В. Мурманская область: география и история освоения: Учебное пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. - Мурманск, 1996. Литература Кольской земли: Хрестоматия для 9-11 классов общеобразовательных учреждений: в 2 ч./Л.Т.Пантелеева, Т.П.Агапова, Л.Ф.Жданова и др. Мурманск, МОИПКРО, 2004. Мой Мурманск: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов школ города Мурманска / Под ред. В.Ф.Костюкевича. - Мурманск, 2000. Соседи на Крайнем Севере: Россия и Норвегия: От первых контактов до Баренцева сотрудничества: Учебное пособие/МГПИ, Университет Тромсё (Норвегия). - Мурманск, 2001. Ушаков И.Ф. История Кольского Севера (с древнейших времен до 1917 года): Учебное пособие для учащихся 7-9 классов школ Мурманской области, 1992. Ушаков И.Ф. Хрестоматия по истории Кольского Севера. - Мурманск, 1992. Ушаков И.Ф. Кольская земля/Избранные произведения: В 3 т.: Историко-краеведческие исследования. Т.1. - Мурманск, 1997. Ушаков И.Ф. Кольский Север в досоветское время: Историко-краеведческий словарь. - Мурманск, 2001. По всей видимости, проблема выбора модели гражданского образования школьников будет присутствовать до тех пор, пока существует вакуум государственной идеологии в России, ведь именно общая для всей страны государственная идеология и должна определять стратегические цели воспитания и обучения. Гражданственность как сопереживание и во всех других своих проявлениях выполняет роль важнейшего связующего звена между мышлением на уровне общественного сознания и конкретной личностью, ее психическими свойствами и духовным миром в целом. Главное направление этой взаимосвязи проходит в плоскости «целостный мир - государство - классы - нации - граждане». Изъятие или даже недооценка любого элемента в этой цепочке обеднят содержание и динамику нового политического мышления. Глобальное общественное сознание и культурные ценности в отрыве от гражданского сознания рискуют превратиться в бессодержательную абстракцию. Очевидно, такой подход не имеет ничего общего с теми псевдомоделями «гражданина мира», в которых произвольно и искусственно исключаются родина, государство, класс как якобы «ненужные посредники» в отношениях между людьми. Дальнейшее развитие концепции гражданского воспитания школьников зависит от ряда объективных и субъективных обстоятельств и главным образом от успехов экономического развития страны. Рост благосостояния россиян, появление «среднего класса» и образованной, живущей интересами государства буржуазии, успешная законотворческая деятельность Думы со?дадут условия для построения правового государства, в котором каждому гражданину будут не только декларированы, но и обеспечены все права и свободы. Однако и в сегодняшних российских социально-экономических и политических условиях существуют конкретные пути активизации гражданского воспитания школьников: - через совершенствование содержания учебных предметов средних общеобразовательных заведений: школ, лицеев, гимназий, лицеев; - через совершенствование и творческое использование методов и форм организации учебно- воспитательной работы; через организацию специальной внеклассной воспитательной работы по формированию гражданственности детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических особенностей, умелое использование региональных особенностей, а также возможностей школы и ее педагогического коллектива; - через активизацию работы по гражданскому воспитанию школьников в учреждениях дополнительного образования; - через общение и совместную деятельность в семье; - через активизацию общественно значимой деятельности в самодеятельных, общественных и творческих организациях детей и молодежи. Не в полной мере использует свои возможности и государство в этой важной сфере воспитания: недостаточно финансируется поисковая, шефская деятельность школьников и молодежи, не всегда поддерживаются интересные проекты, связанные с формированием нравственных качеств молодежи. Думается, государство, не нарушая право на свободу информации, может в большей степени влиять на такие институты формирования гражданственности, как СМИ, учреждения образования и досуга. Ведь понятие «гражданственность» должно стать ментальной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz