Дранишников, В. В. Проблема создания национальной школы : (историко-педагогический аспект) // Наука и образование. – 2006. – № 7. – С. 5-12.

В.В. Дранишников ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 5 В.В. ДРАНИШНИКОВ ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (историко-педагогический аспект) В многонациональном государстве особую актуальность и остроту приобретает задача оптимального решения сложного комплекса проблем, касающихся прав этносов на государственность, положения народов, проживающих вне национально- государственных образований, и ряда других вопросов, связанных с развитием и функционированием национальных языков и культур, сохранением национально-этнических компонентов духовной культуры, уклада жизни и быта, народных промыслов и т. д. Все это не может не сказаться на процессе становления национальных систем образования, призванных обеспечить, с одной стороны, целостность и единство образовательного пространства России, высокий уровень готовности выпускников национальных школ к жизни в условиях федерального государства и современной цивилизации, а с другой - приобщение выпускников национальных школ к духовному наследию своего народа, его традициям и культуре. Проблема становления и оптимального развития национальных систем образования нуждается в серьезном обосновании, научной концепции, опирающейся на всесторонний анализ своеобразия менталитета различных народов Российской Федерации. Одним из важных средств комплексного решения многих национальных, межнациональных проблем и проблемы гражданского воспитания может и должна стать русская национальная школа. Создание национальных школ - это идея не сегодняшних дней. Она была высказана еще в XVII в. Я.А.Коменским. Ее отстаивал немецкий педагог А.Дистервег, провозгласив тезис: «Ч еловек.мое имя, немец - мое прозвище». Многие русские педагоги, философы, писатели, общественные деятели боролись за подлинную русскую школу, за воспитание высокого национального достоинства, благородного и честного человека Отечества, выступая против жалкого подражательства, низкопоклонства. Научные основы системы национального воспитания в России заложил К.Д.Ушинский. Он утверждал, что система национального образования является частью духовной культуры народа, а поэтому неповторима, оригинальна и не применима к другим народам. И ныне актуально звучат слова этого выдающегося педагога, с горечью сказанные им после возвращения из Швейцарии: «Боже мой, думаю я про себя, вспоминая многие наши полуиностранные учебные заведения: когда же мы увидим такие же характерные русские воспитательные заведения: и во главе их типически русские личности в высокоразвитой, облагороженной форме, когда подобные личности будут развивать в воспитателях благороднейшие черты русского характера, а воспитатели будут вызывать этот характер в молодых поколениях русского народа!» [14. С.252]. Основная цель системы национального воспитания - формирование национального характера. К.Д.Ушинский считал, что каждая нация имеет свой особый духовный мир, отражающий ее культуру и историю, что школа должна развивать национальное самосознание через любовь к Родине, к земле. Воспитание в широком смысле должно быть связано с жизнью народа, образование должно быть ориентировано на родной язык, родную литературу, родную историю, народную географию. К.Д.Ушинский был встревожен отсутствием русского воспитания в школах того времени. Он писал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда более и всегда ближе знаком со своим отечеством: с родными ему языком, литературой, историей, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к небу ближе, со своей родиной и со всем, что к ней относится» [14. С.306]. Из-под его методического и четкого в определениях пера выходит страстная статья «О необходимости сделать русские школы русскими». Речь в статье идет не о какой-то национальной исключительности, национальной надменности, а наоборот, о включенности России в контекст мировой культуры, об уважении к своему Отечеству, которое только самый мелкотравчатый, неблагородный и низкопоклонный прощелыга отчуждает от себя и с презрением называет ю та страна». Великий педагог взывал: «Еще недавно мы старались во всем подражать иностранцам; теперь другая мода. Но, право, нам не мешало бы занять, вместо прочих, одну черту от западного образования - черту уважения к своему отечеству; а мы ее-то, именно, ее, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили... Не мешало бы нам занять ее, не затем, чтобы быть

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz