Дранишников, В. В. Проблема создания национальной школы : (историко-педагогический аспект) // Наука и образование. – 2006. – № 7. – С. 5-12.

6 ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ иностранцами, а лишь затем, чтобы не быть ими посреди своей Родины» [15. С .309]. К сожалению, на многие годы оказался прав ученый и педагог, когда нарисовал гипотетическую картину, обращенную к гражданам России: «Нам кажется, что произошло бы прелюбопытнейшее зрелище, если бы произвести экзамен из знаний, касающихся России, многим нашим администраторам, профессорам, литераторам, всем, окончившим курс в наших университетах, лицеях, гимназиях, и если бы ставить отметки с той же строгостью, с какой ставится за границей ученикам первоначальной школы по сведениям, касающимся их Родины; наверное, можно полагать, что полных баллов было бы очень не много, а единицы запестрели бы бесконечными рядами...» [14. С.309]. К.Д.Ушинский считал, что национальный дух проявляется в первую очередь в языке, а поэтому приобщение детей к родному языку - это приобщение к духовной жизни народа. В развитии языка ученый видел силу развития человека, ибо родной язык развивает ребенка во всей окружающей среде. Талантливый педагог показал и пути создания национальной школы. Он считал, что национальное воспитание лучше осуществлять не в государственной, а в общественной школе, так как она ближе к народным потребностям и лучше их отражает. Центральное место в обучении в национальной школе следует отводить родному языку, ведь только через язык можно ввести ребенка в дух народа. Именно поэтому К.Д.Ушинский написал книгу для классного чтения «Детский мир», в которой давались сведения из русской природы, истории, географии. Материал носил развивающий характер, был расположен в определенной последовательности и подводил детей к необходимым выводам, классификации явлений или закону. В книге «Родное слово» педагог дал большой материал по отечественной истории и природе, так как считал, что природа ближе к ребенку, и на природном материале легче развивать родную речь. Большое место в книге уделено русским пословицам, присказкам и поговоркам. Материал для чтения расположен по определенной системе и предназначен для упражнения в чтении, письме и устном изложении, что позволяло детям познавать законы разом и обогащаться понятиями общества об окружающем мире. Таким образом, национальная школа, по шмыслу К.Д.Ушинского, должна строиться на общественном почине и общественной деятельности в деле образования, на самостоятельной педагогической литературе, на предметах, связанных с Родиной, на общей национальной обстановке в школе. Она должна быть проникнута национальным духом, но без национализма и унижения достоинства других наций. Однако не все ученые-современники разделяли взгляды К.Д.Ушинского на необходимость создания русской национальной школы. Например, известный педагог-философ С.И.Гессен, критикуя К.Д.Ушинского, писал: «Если для личности отдельного человека справедливо выдвигается идеал гармоничного всестороннего развития, то есть приобщения ее к полноте культурного творчества, то почему коллективная личность народа должна быть заведомо исключена из этой полноты, должна заведомо отказаться от гармонии в пользу односторонней и насильственной гегемонии какой-нибудь одной культурной ценности? Оснований к тому тем меньше, что коллективная личность народа не подпадает в такой степени, как единичная личность, власти разделения труда, составляющего трагедию культуры... Национальное образование сводилось бы в таком случае ни к чему иному, как к насильственному культивированию одного только научного, или правового, или технического образования» [4. С.336]. Думается такой «космополитический» подход к содержанию школьного образования не убедителен, так как, во-первых, отдельная личность и нация развиваются по разным закономерностям, во-вторых, акцент на национальный компонент содержания школьного образования не снимает цель всестороннего гармоничного развития личности как идеальную цель образования, в-третьих, «диалог культур», их взаимообогащение возможны лишь тогда, когда дети владеют базовыми знаниями национальной культуры. Идеи К.Д.Ушинского о национальной школе были подхвачены педагогами разных национальностей. По образцу книг русского ученого учебники для грузинской школы создали Гогебашвили (1840-1912). для армянской - Агаян (1840-1911) и Тер-Геводян (1848-1920), для азербайджанской - Эфендиев (1863-1942), для казахской - Алтасырин (1841-1889). для татарской - Насыри (1825-1902). Взгляды русских педагогов на необходимости национального воспитания в российских школах перекликаются со взглядами выдающихся русских философов. Так, Н.А.Бердяев утверждал: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец или англичанин. Человек не может перескочить через целую ступень бытия, от этого он обеднел бы и опустел бы. Национальный человек - больше, а не меньше, чем просто человек, в нем есть родовые черты человека вообще и еще есть черты индивидуально-национальные. Можно желать братства и единения русских, французов, англичан,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz