Дранишников, В. В. Проблема создания национальной школы : (историко-педагогический аспект) // Наука и образование. – 2006. – № 7. – С. 5-12.

В.В. Дранишников ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7 немцев и всех народов земли, но нельзя желать, чтобы с земли исчезли выражения национальных ликов, национальных духов и типов культур. Такая мечта о человеке и человечестве, отвлеченная от всего национального, есть жажда угашения целого мира ценностей и богатств» [1. С.85]. Религиозный философ И.А.Ильин считал: «Русский учитель должен прежде всего продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности (не «спец» «ликбеза»), а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. Поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую сверхклассовую солидарность, православие, чувство ответственности, патриотизм и уважение к своей и чужой частной собственности» [6. С.324]. И до Первой мировой войны, и позднее в России шла серьезная дискуссия о путях построения национальной российской школы. Были даже высказывания о том, что Россия терпит неудачи в войне именно потому, что в отличие от Германии у нее нет национальной школы. В частности, министр просвещения граф П.И.Игнатьев на заседании Государственной Думы говорил, что такое положение вещей проистекает из «того отрицательного отношения ко всему русскому, которое в течение двух столетий внедрялось в сознание русского интеллигентного человека, в котором с первых дней его существования всеми способами вырабатывалось постепенное убеждение в том, что все чужое, иностранное достойно подражания и изучения...Естественные и роковые последствия такого воспитания выразились в отсутствии веры в собственные силы, обидно пренебрежительные отношения к русскому языку, русской культуре и недостаточно развитом чувстве патриотизма» [9. С. 174]. Одним из первых сделал попытку практического осуществления некоторых идей создания национальной школы в первые годы советской власти известный педагог В.Н.Сорока- Росинский, возглавлявший тогда школу им. Ф.М. Достоевского, а затем школу №39 Центрального района Петрограда. Сущность его идей сводилась к следующему: русская национальная идея должна преследовать цель - формирование подрастающих поколений, духовно близких к родной культуре, к опыту народа, поколений, способных на этой основе продолжить культурную работу своих предшественников путем творчества культурных ценностей, то есть поколений, способных умножить национальное духовное и материальное достояние; - русская национальная школа определяется явлениями русской хозяйственной, общественной, государственной и духовной жизни. Она должна откликаться на эти явления, то есть в широком смысле должна воплощать принцип нации. Таким образом, она определяется многообразными русскими национальными особенностями жизни, позволяющими тщательно воспитывать у детей национальное чувство; - вся работа русской национальной школы определяется народным характером и должна быть пропитана идеей народа, духом национального чувства и русской культуры, ее деятельность следует направлять на благо нации и родной страны, готовя воспитанников через формирование национального чувства, через творчество их национальных, культурных и этических ценностей к служению народу. При этом школа должна не быть ни националистической, ни космополитической, сохранять свою национальную сущность [12. С.55- 56]. И в современной отечественной педагогике много приверженцев создания национальной школы: Е.П.Белозерцев, А.П.Величук, П.А.Гагаев, В.Н.Ганичев, И.Ф.Гончаров, Ю.В.Громыко, М.Н.Кузьмин. В.И.Косик, Л.Н.Погодина, Х.Х.Сукунов, Б.А.Филиппов и др. Мы разделяем мысли, высказанные профессором В.Н.Ганичевым: «В силу исторических обстоятельств школы СССР, где учились русские дети, оказались не русскими. Это были скорее русскоязычные школы, где отсутствовало глубокое знание родного языка, отечественной истории, великой русской литературы, русской географии. Будем объективны - в этой школе порой было хорошо налажено преподавание математики, физики, физкультуры. Были энтузиасты учителя, с помощью которых к осознанию учащихся подводилось истинное знание Отечества, создавался пунктирный образ России... Попытаемся перешагнуть через идеологические и пропагандистские предрассудки, навязанные нам временем, предыдущей системой, агитпропом, преклонением перед чужеродием, нашей леностью и бесплодным ожиданием «манны небесной», то есть чужих усилий для собственного блага... И все-таки без сознания того, что система образования должна быть национально сориентирована, мы не сможем возродить Россию. Посмотрите на столицу России. В ней десятки английских, французских, немецких, испанских школ. Несколько школ еврейских, школы армянские, татарские и другие. Прекрасно! Это говорит о России. А сколько же русских национальных школ? То есть тех, кто не убоялся объявить открыто, что они начинают углубленно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz