Дранишников, В. В. Педагогический потенциал истории Великой Отечественной войны и некоторые проблемы духовности современной России // Наука и образование. – 2005. – № 6. – С. 5-10.

ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ В.В. ДРАНИШНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ D ■ истории России есть знаковые события, от- ношение к которым во все времена было и будет показателем уровня нравственности людей. К таким историческим событиям относится Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Значение для нашей страны Великой Отече­ ственной войны обусловлено следующими обстоя­ тельствами: - наша страна внесла решающий вклад в разгром фашистской Германии; - СССР понес огромные жертвы (людские, материальные, духовные); - около 27 миллионов погибших - это еще не окончательная цифра потерь. Поиско­ вики и сегодня собирают останки совет­ ских солдат... Из призывников 1923 года рождения погибло 97%. В нашей стране нет семьи, где бы близкие или дальние родственники не понесли утрат. "Гитлеровцы разрушили 1710 советских горо­ дов, поселков городского типа и более 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи промышленных предприятий, 98 тысяч колхозов, 1876 совхозов. Они подорвали 65 тыс. км железных дорог, испортили и вывезли 16 ты­ сяч паровозов и 428 тысяч вагонов. В целом матери­ альные потери Советского Союза составили около 2 триллионов 600 миллиардов рублей" [4. С. 552]. - История Второй мировой войны и история Великой Отечественной войны безжало­ стно фальсифицируются и зарубежными, и российскими историками. На наш взгляд, сегодняшнее государство до­ пускает серьезную ошибку, недооценивая важность школьного исторического образования в воспитании молодежи. Приведу пример. В 1985 году Юнеско провело опрос большой группы старшеклассников США, ряда европейских государств и СССР с целью выяснения уровня зна­ ний школьников по истории Второй мировой войны. Лучшие знания показали школьники СССР, социалистических стран, особенно Болгарии и Польши. Самые поверхностные знания, а порой полное их отсутствие, были отмечены у старше­ классников США. Многие из них даже не знали, на чьей стороне (фашистской Германии или Соединен­ ных Штатов Америки) воевал Советский Союз. Кто бы мог подумать в середине 80-х годов 20 века, что в начале 21 века ряд юных россиян не будет знать истории Великой Отечественной войны и даже не сможет ответить на вопрос: "Кому принадлежит решающая роль в победе над фашистской Германи- ей?" Меньше всего в этом виноваты сами дети и их учителя. Кому-то в высших эшелонах власти и в Министерстве образования РФ понадобилось так изменить содержание школьного исторического образования, чтобы ученики не знали трагических, но в то же время героических и победоносных стра­ ниц Великой Отечественной войны. В 80-е годы в 9-х классах на изучение истории Второй мировой войны отводилось 20 часов. Сегодня - всего пять. А еще была система внеклассной и внешко­ льной работы по военно-патриотическому воспитанию детей, содержание которой знакомило школьников с историей армии и флота преимущественно на основе краеведческого материала Можно вспомнить и массо­ вую поисковую работу, и шефство над воинскими па­ мятниками и захоронениями, и работу школьных музе­ ев боевой славы. Конечно, сегодня существуют гуманитарные и профильные школы, профильные классы, факуль­ тативы, где можно изучать историю Великой Отече­ ственной войны, но, как показывают опросы знаний учащихся, - этого недостаточно. К сожалению, и на местах, в регионах, не в полной мере используются возможности национально­ регионального компонента содержания исторического образования. В 1995 году по инициативе и при финан­ совой поддержке администрации Мурманской области во главе с губернатором Е. Б. Комаровым были изданы по истории войны на Кольском Севере два учебных пособия. А. А. Киселев написал книгу "Война в Запо­ лярье" для учащихся старших классов общеобразова­ тельных школ, лицеев, гимназий [8]. Группа авторов написала книгу "Этих дней не смолкнет слава" для учащихся младшего и среднего возраста школ Мур­ манской области [15]. Книги быстро разошлись, не­ смотря на значительный по нашим временам тираж - 5 тысяч экземпляров. Прошло 10 лет. Сменилось не­ сколько поколений школьников, пользовавшихся эти­ ми учебными пособиями. Книги пришли в негодность. Отдельные сохранившиеся экземпляры стали библио­ графической редкостью. Учителя неоднократно обращались в Комитет по образованию с предложением переиздать эти пособия. По непонятным причинам к этим предло­ жениям до сих пор не прислушались. В ходе очередной предвыборной кампании по выборам мэра города Мурманска и депутатов город­ ской Думы были затрачены огромные средства. Я думаю, если бы участники выборной кампании выде­ лили бы лишь десятую долю из тех средств, что они потратили на агитацию: рекламные ролики, цветные плакаты, множество газетенок, листовок и другой нередко низкопробной, пиаровской макулатуры, то

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz