Дранишников, В. В. Друзья не уходят… // Наука и образование. – 2005. – № 6. – С. 110-113.
В.В. ДРАНИШНИКОВ ДРУЗЬЯ НЕ УХОДЯТ... Г ■ алина Борисовна Садовская, или, как ее, любя, называли "наша Г. Б." - знаковая фи гура не только в истории МГПИ, но и в истории раз вития образования всего Кольского края. В нашем институте всегда было много самобыт ных, талантливых преподавателей (ученых, методи стов), но Галина Борисовна отличалась от всех ярко выраженным педагогическим мастерством, талан том побуждать студентов на любые самые скучные, формальные школьные мероприятия, превращая их в творческие дела. Наверное, в памяти разных людей Галина Бори совна осталась "разным" человеком и, все-таки, у всех со знаком "плюс", потому что, не смотря на свою эмоциональность, а иногда несдержанность, была человеком искренним, добрым, непримиримым к халтуре, умеющим учитывать возрастные и психо логические особенности людей, с которыми обща лась. Трения, которые могли возникнуть, быстро уст ранялись в деятельности, и часто студенты, наблю дая, как они быстро и успешно под руководством преподавателя осваивают практические умения и навыки работы с детьми, становились ее единомыш ленниками, а нередко и друзьями на многие годы. Галина Борисовна сыграла решающую роль и в моей профессиональной судьбе не только в студенче ские годы. С ее "легкой руки" я стал работать учите лем в мурманской средней школе № 10. Здесь был прекрасный педагогический коллектив, очень про фессиональная, требовательная администрация в ли це директора Марии Федоровны Николаевой и завуча Клавдии Васильевны Буренковой. В школе были опытные учителя истории, разные, совершенно непо хожие друг на друга. В среднем звене работала Люд мила Григорьевна Анисимова, выпускница нашего Учительского института, ласковая, доброжелатель ная, прекрасно владеющая методикой преподавания. Евгений Александрович Абросимов вел историю и обществоведение в старших классах. Внешне спо койный, уравновешенный, не придававший особого внимания современным методикам, но прекрасно знавший материал и умевший готовить выпускников к сдаче экзаменов. Школьники любили и того, и дру гого учителя, у них было чему поучиться. Все это очень помогло мне со временем стать учителем. Именно Галина Борисовна Садовская убедила Б.А.Голуба, заведующего кафедрой педагогики, в том, что целесообразно этого выпускника МГПИ взять на кафедру ассистентом. К тому времени я уже 12 лет проработал учителем истории, сдал кандидат ские экзамены. Но главный "козырь" Галины Бори совны состоял в том, что я много лет плодотворно сотрудничаю с институтом: даю открытые уроки, беру студентов на практику, участвую в научно- практических конференциях, проводимых институ том на разных кафедрах - педагогики, истории СССР, литературы. Очень скоро я стал понимать, что институт для начинающего ассистента по сравнению со школой далеко не райский уголок, особенно в плане межлич ностных отношений между преподавателями на ка федре и между кафедрами. Было очень трудно понять, почему специалисты по педагогике и психологии не соблюдают не только общечеловеческую, но и про фессиональную этику. Получалось, как у классика: "Суха теория, мой друг, но древо жизни пышно зеле неет...". Галина Борисовна преподнесла мне первые "уро ки выживания", которые базировались на ее житей ской мудрости и многолетнем опыте. Некоторые положения этой "народной вузовской" педагогики я даже записал и, конечно, сохранил в памяти. "Первое. Не халтурь, не будь белоручкой, не от казывайся от любой нагрузки, работы. "Трудяг" не всегда уважают, но всегда ценят, особенно началь ники. Ты "трудоголик", поэтому "прокола" здесь у тебя не будет. Но знай, что ассистентов эксплуати руют нещадно. Второе. Не стесняйся всегда у всех учиться и все спрашивать. Во-первых, это полезно для тебя, а во- вторых, людям очень нравится быть нужными и незаменимыми. Третье. Для тебя оно самое важное - "не высовы вайся, смири гордыню". Работай много, творчески, но при этом лишний раз "не светись", старайся делать вид, что хорошие результаты - это заслуга старших товарищей и на чальства. Еще лучше сказать: "Ничего особенного не было, просто повезло..." До тех пор пока ты не защитился, "хоть на ушах стой", для всех на кафедре и в институте ты будешь "шестеркой". А теперь запиши совет: "Перестань заниматься ерундой: туризмом, поисковой работой, каким-то шефством над захоронением... Все это глупость, личная блажь. Этим не утвердиться. В институте это никому не нужно. Не нужен и твой краеведческий музей. Может, наша кафедра или кафедра истории СССР встретили его появление дружными аплодис ментами? Тебе кто-то помог? Кому нужны лишние хлопоты... И последнее. Не рассказывай о своих публика циях. Это раздражает тех доцентов, у которых их мало. Пиши, но... не афишируй. Да, чуть не забыла еще одно "железное правило". Не отрывайся от кол лектива. Принимай участие во всех его мероприяти ях ("посиделках"). Неважно, нравятся они тебе или нет. Запомни: стратегия кафедры и все принципи альные вопросы решаются за праздничным столом и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz