Дранишников, В. В. Друзья не уходят… // Наука и образование. – 2005. – № 6. – С. 110-113.

В.В. ДРАНИШНИКОВ ДРУЗЬЯ НЕ УХОДЯТ... Г ■ алина Борисовна Садовская, или, как ее, любя, называли "наша Г. Б." - знаковая фи­ гура не только в истории МГПИ, но и в истории раз­ вития образования всего Кольского края. В нашем институте всегда было много самобыт­ ных, талантливых преподавателей (ученых, методи­ стов), но Галина Борисовна отличалась от всех ярко выраженным педагогическим мастерством, талан­ том побуждать студентов на любые самые скучные, формальные школьные мероприятия, превращая их в творческие дела. Наверное, в памяти разных людей Галина Бори­ совна осталась "разным" человеком и, все-таки, у всех со знаком "плюс", потому что, не смотря на свою эмоциональность, а иногда несдержанность, была человеком искренним, добрым, непримиримым к халтуре, умеющим учитывать возрастные и психо­ логические особенности людей, с которыми обща­ лась. Трения, которые могли возникнуть, быстро уст­ ранялись в деятельности, и часто студенты, наблю­ дая, как они быстро и успешно под руководством преподавателя осваивают практические умения и навыки работы с детьми, становились ее единомыш­ ленниками, а нередко и друзьями на многие годы. Галина Борисовна сыграла решающую роль и в моей профессиональной судьбе не только в студенче­ ские годы. С ее "легкой руки" я стал работать учите­ лем в мурманской средней школе № 10. Здесь был прекрасный педагогический коллектив, очень про­ фессиональная, требовательная администрация в ли­ це директора Марии Федоровны Николаевой и завуча Клавдии Васильевны Буренковой. В школе были опытные учителя истории, разные, совершенно непо­ хожие друг на друга. В среднем звене работала Люд­ мила Григорьевна Анисимова, выпускница нашего Учительского института, ласковая, доброжелатель­ ная, прекрасно владеющая методикой преподавания. Евгений Александрович Абросимов вел историю и обществоведение в старших классах. Внешне спо­ койный, уравновешенный, не придававший особого внимания современным методикам, но прекрасно знавший материал и умевший готовить выпускников к сдаче экзаменов. Школьники любили и того, и дру­ гого учителя, у них было чему поучиться. Все это очень помогло мне со временем стать учителем. Именно Галина Борисовна Садовская убедила Б.А.Голуба, заведующего кафедрой педагогики, в том, что целесообразно этого выпускника МГПИ взять на кафедру ассистентом. К тому времени я уже 12 лет проработал учителем истории, сдал кандидат­ ские экзамены. Но главный "козырь" Галины Бори­ совны состоял в том, что я много лет плодотворно сотрудничаю с институтом: даю открытые уроки, беру студентов на практику, участвую в научно- практических конференциях, проводимых институ­ том на разных кафедрах - педагогики, истории СССР, литературы. Очень скоро я стал понимать, что институт для начинающего ассистента по сравнению со школой далеко не райский уголок, особенно в плане межлич­ ностных отношений между преподавателями на ка­ федре и между кафедрами. Было очень трудно понять, почему специалисты по педагогике и психологии не соблюдают не только общечеловеческую, но и про­ фессиональную этику. Получалось, как у классика: "Суха теория, мой друг, но древо жизни пышно зеле­ неет...". Галина Борисовна преподнесла мне первые "уро­ ки выживания", которые базировались на ее житей­ ской мудрости и многолетнем опыте. Некоторые положения этой "народной вузовской" педагогики я даже записал и, конечно, сохранил в памяти. "Первое. Не халтурь, не будь белоручкой, не от­ казывайся от любой нагрузки, работы. "Трудяг" не всегда уважают, но всегда ценят, особенно началь­ ники. Ты "трудоголик", поэтому "прокола" здесь у тебя не будет. Но знай, что ассистентов эксплуати­ руют нещадно. Второе. Не стесняйся всегда у всех учиться и все спрашивать. Во-первых, это полезно для тебя, а во- вторых, людям очень нравится быть нужными и незаменимыми. Третье. Для тебя оно самое важное - "не высовы­ вайся, смири гордыню". Работай много, творчески, но при этом лишний раз "не светись", старайся делать вид, что хорошие результаты - это заслуга старших товарищей и на­ чальства. Еще лучше сказать: "Ничего особенного не было, просто повезло..." До тех пор пока ты не защитился, "хоть на ушах стой", для всех на кафедре и в институте ты будешь "шестеркой". А теперь запиши совет: "Перестань заниматься ерундой: туризмом, поисковой работой, каким-то шефством над захоронением... Все это глупость, личная блажь. Этим не утвердиться. В институте это никому не нужно. Не нужен и твой краеведческий музей. Может, наша кафедра или кафедра истории СССР встретили его появление дружными аплодис­ ментами? Тебе кто-то помог? Кому нужны лишние хлопоты... И последнее. Не рассказывай о своих публика­ циях. Это раздражает тех доцентов, у которых их мало. Пиши, но... не афишируй. Да, чуть не забыла еще одно "железное правило". Не отрывайся от кол­ лектива. Принимай участие во всех его мероприяти­ ях ("посиделках"). Неважно, нравятся они тебе или нет. Запомни: стратегия кафедры и все принципи­ альные вопросы решаются за праздничным столом и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz