Дранишников, В. В. Друзья не уходят… // Наука и образование. – 2005. – № 6. – С. 110-113.

В.В. Дранишников ДРУЗЬЯ НЕ УХОДЯТ 111 после праздника, анализируя, "кто кому, что и как сказал..." Я навсегда благодарен Галине Борисовне за до­ верительность, дружбу, за то, что она помогла быст­ ро освоить ряд прикладных педагогических спец­ курсов. Я всегда помню, как в меру своих возмож­ ностей она старалась мне и помочь, и защитить, и "прикрыть"... Но некоторые ее правильные житейские советы я выполнять не стал, да и не мог, так как пришел в ин­ ститут уже в зрелом возрасте, став ведущим учителем истории г. Мурманска, уже со сформировавшимися убеждениями и принципами, со своей иерархией жизненных ценностей... Галина Борисовна всегда считала меня любимым студентом и сначала называла по имени, а потом ок­ рестила не типичным для советского общества сло­ вом "сэр". Она произносила его с десятками оттенков, вкладывая в зависимости от ситуации и своего на­ строения диаметрально противоположный смысл: от любви до сарказма. Например, если в какой-то день я "забегался" и вечером не позвонил Галине Борисовне, то утром она холодно заявляла: "У сэра сдает память, телефон мой забыл, а может, зазнался". Или с обидой: "Сэр, ты десять дней шлялся по Хибинам и не принес мне красивых камней!" (А дело было зимой!) Иногда и с гордостью: "Ну, сэр, как мы с тобой дбцентам нос утерли!" За этой короткой фразой стоит "море" информации. Я долго работал ассистентом, не­ смотря на стаж и значительное количество публикаций, в том числе и книг, так как был "неостепененный". Га­ лина Борисовна тоже не защитилась и была лишь стар­ шим преподавателем. Мы оба от этого испытывали об­ щий дискомфорт. Наверное, нечто подобное испыты­ вают женщины, засидевшиеся "в девках", когда "доб­ рожелатели" каждый день спрашивают: "Вы еще не вышли замуж?" А история была такая. Однажды приехала в ин­ ститут министерская проверка. Мы с Галиной Бори­ совной на два голоса проводили семинарское заня­ тие у студентов по теме "Эстетическое воспитание школьников". Занятие очень понравилось председа­ телю комиссии известному ученому Е. Б. Бондарев- ской. Она долго хвалила нас за творчество, сме­ лость, умение активизировать познавательную дея­ тельность всех без исключения студентов. И даже сказала такую фразу: "Мои ассистенты по сравне­ нию с вами - ремесленники..." А лекции нескольких доцентов кафедры прошли не очень удачно... Так возникла эта крылатая фраза, оставшаяся в памяти на всю жизнь. Но могла быть Галина Борисовна сердитой, злой, ревнивой. Как-то она сказала с раздражением: "Сэр, ты, когда кончишь заниматься вертихвостками?”. Переводя на нормальный язык, это означало, что я готовлю со студентами воспитательное мероприятие без ее участия и, которое поэтому обречено на про­ вал, а весь замысел, конечно же, - "ерунда на пост­ ном масле...". Мы так долго и тесно друг с другом сотруднича­ ли (проведение общешкольных родительских кон­ ференций, выступления перед зрителями в киноте­ атре по проблемам воспитания, совместные занятия педагогического класса и т.д.), что Галина Борисов­ на стала говорить: "Мы с Вячеславом Васильевичем - одно целое". Правда, потом поясняла, что в этом "едином целом" она является "головой", а я "нога­ ми". На "два голоса" мы даже писали методические рекомендации по проблемам воспитательной работы в школе. Обычно Галина Борисовна приглашала меня на "чашечку кофе". (В 70-80-е годы это был дефицит­ ный напиток, но у Г.Б.Садовской в силу таланта общаться были свои люди во всех сферах деятель­ ности, поэтому она никогда не испытывала дефици­ та ни в продуктах, ни в ширпотребе.) Стол, за кото­ рым нам предстояло работать, всегда был завален до предела книгами, тетрадями, коробками, какими-то предметами непонятного назначения. Даже мой ра­ бочий стол по размерам художественного беспоряд­ ка на уровень уступал рабочему столу Галины Бори­ совны. Она перекладывала содержимое стола на диван и стулья, непонятно на кого сердито ворча: "Черт бы задрал эти бумаги. Жить скоро будет негде..." Потом оказывалось, что из десятков шариковых ручек, раз­ бросанных по столу и торчащих из книг и тетрадей, ни одна не пишет, а чистая бумага как назло куда-то запропастилась. Теперь уже во всем был виноват я: "Ты шел ко мне работать. Почему не взял ручку, бу­ магу, карандаш?" - Да взял я все, Галина Борисовна. - Так почему ты издеваешься надо мной? Так сразу бы и сказал. Наконец, очистив стол и приготовив орудия труда, "выпустив пар", Галина Борисовна становилась доб­ рой, ласковой, угощала меня разными деликатесами, расспрашивала о жизни. И только часа через полтора начиналась работа. Мы брали какую-то важную, на наш взгляд, педаго­ гическую проблему и обговаривали ее: занимались актуализацией, анализировали массовый, передовой, новаторский опыт работы школ страны и края и т. д. Постепенно вырисовывались цель, задачи, содержа­ ние методического пособия. А так как мы оба холе­ рики и у каждого был свой социальный и педагоги­ ческий опыт, а значит, свои подходы к каждой про­ блеме, сотворчество было очень долгим и эмоцио­ нальным. Часа через два-три мы "притирали” наши подходы и приходили к компромиссу. После этого для меня начинался самый трудный период работы. Галина Борисовна, говорила: "Ну, теперь вроде бы ясно. Бери ручку, толстую тетрадь и все дословно фиксируй". Мы снова обговаривали методичку, но при этом я должен был все успеть

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz