Дранишников, В. В. Интегративный факультативный курс «Кольский край» // Наука и образование. – 2004. – № 5. – С. 36-42.

В. В. ДРАНИШНИКОВ Интегративный факультативный курс «Кольский край» ■ I B акультативные предметы и факультативные " курсы были введены в учебный план школ еще в 1966 г постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучше­ ния работы средней образовательной школы» Эта принципиально новая форма обучения и воспитания учащихся позволяла при существовании тогда еди­ ного в масштабе всей страны учебного плана вно­ сить элемент вариативности в содержание обучения и создавала условия для большей дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного про­ цесса, для сотрудничества и творчества учителей и школьников. Сегодня факультативный курс - это необязательный предмет, изучаемый учащимися высших и общеобразовательных учреждений для расш ирения общекультурного и научно- теоретического кругозора. Для факультативных занятий в учебном плане средней и старшей ступени школы выделяются специальные часы, которые ставят в расписание. В группы для изучения факультативных курсов учащихся зачисляют по желанию, из одного или нескольких параллельных курсов, или из разных параллелей (разного возраста). Старшеклассникам разрешается посещать одновременно занятия нескольких факультативных курсов. Учителя могут составлять авторские программы , которые утверждаются педагогическим советом школы. Факультативы условно в соответствии с целями классифицируют следующим образом: - Факультативы по предметам, входящие в учебный план типа «Курс повышения уровня знаний», цель которых - углубленно изучить содержание учебного предмета, систем ати зировать и обобщить полученные на уроке знания. - Прикладные, цель которых - знакомство с важнейшими путями и методами использования знаний изученного предмета на практике и развитие интереса к современной науке. - Специальные (спецкурсы), цель которых - углубленно рассм отреть отдельные вопросы основного курса и проблемы, выходящие за рамки - Межпредметные, цель которых - интеграц знаний учащихся о природе и обществе. Ученые, методисты, учителя сразу обратили внимание на то, что именно изучение (в том или ином аспекте, в соответствии с тематикой ф акультатива) м естного м атериала делает возможным широко организовать самостоятельную работу учащихся. Краеведение представляет собой прекрасную естественную лабораторию, где многие сложные проблемы предстают перед учащимися близко, понятно, образно, помогая понять общее, закономерное через частное, конкретное. В программе интегративного краеведческого факультатива, который проводился в школе № 10 г Мурманска более 12 лет, упор делался на развитие мотивации познавательной деятельности детей, увеличение сферы самостоятельной, поисковой работы, так как самостоятельная работа, творчество формируют самосознание школьников, а значит, создают благоприятные условия для гражданского воспитания детей. Мы стремились к тому, чтобы факультатив не только давал краеведческие знания, но и готовил старшеклассников к поисковой работе в походах- экспедициях (основной форме сбора материала для школьного музея), давал знания о методике сбора и изучения источников и материалов по истории края, об основных понятиях краеведения и готовил к практической работе в школьном музее. Важнейшей задачей факультатива мы считали выработку у ребят умений и навыков самостоятельной работы с краеведческим и источниками, что позволяло широко использовать фонды школьного музея на уроках, и не только активизировать познавательную деятельность учеников, но и обогащать содержание урока новым, интересным краеведческим материалом, который нашли и обработали краеведы-поисковики. Разрабатывая программы краеведческого факультатива, необходимо опираться на следующие методические требования: 1. Определить основные понятия и термины, которые должны усвоить дети на факультативных занятиях, чтобы понять сущность краеведческой работы в школе («краеведение» , «школьное краеведение» , «исторический источник», «краеведческий источник», «музееведение», «основной и вспомогательный фонды», «архивы», «каталоги», «реферат» и т. д.), а также дать знания о способах деятельности, методах познания, методике краеведческой работы. 2. Определить конкретные практические умения и навыки, которыми должны были овладеть юные краеведы. Их можно классифицировать по следующим группам: а) умения и навыки сбора и изучен краеведческих источников и материалов: работа с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz