Дранишников, В. В. Интегративный факультативный курс «Кольский край» // Наука и образование. – 2004. – № 5. – С. 36-42.

42 тельности учащихся в процессе краеведческой работы. - Мур­ манск, 1990. Дранишников В. В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на м атериале истории и культуры народов Кольского полуострова). - М ., 2002. Д раниш ников В. В., М анухин В. П., Д уд ако ва Е. Ф. Очерки истории народного образования Кольского края. - Мурманск, 2001. Д р ан иш ников В, В. П едагогические возможности национально-регионального компонента содерж ания образования в формировании гражданственности школьников: Монография. - М., 2003. К иселев А. А. Родное Заполярье: О черки истории Мурманской области (1917-1972 гг.). - Мурманск, 1974. Киселев А. А., Киселева Т. А. Советские саамы: история, экономика, культура: 2 изд - Мурманск, 1987. Киселев А. А. Как жили и сражались мурманчане в войну, менталитет оеверян в 1941-1945 годах. - Мурманск, 2002. Кольский родословец: Альманах Мурманского родословного общества /Сосг. И. В. Бронников. - Выпуск №3,- Мурманск, 2004. Красная книга Мурманской области - Мурманск, 2003. Краеведение в школе// Наука и бизнес на Мурмане. - Мурманск, 1998,- т. 3. Кольские саамы на рубеже тысячелетий // Наука и бизнес на Мурмане. - Мурманск, 2000,- № 7. Пантелеева JI. Т., Лявданский Э. К. Храни тепло родного очага. -Мурманск, 1993. Псморские села// 1Цтщ и бизнес наМурмане. -Мурманск, 1998- No 4. Румянцев Н. М. Разгром врага в Заполярье. -М., 1963. Ушаков И. Ф. Избранные произведения: В 3 т.: Историко­ краеведческие исследования. - Мурманск, 1997, т. 1. Федоров П. В. Вторые Дарданеллы. Кольский край в истории Российского государства. - Мурманск, 2003. Худалов X. А. У кромки континента. - Орджоникидзе, 1978. ШашковВ. Я. Репрессии в СССР против крестьянства и судьбы спецпереселенцев Каре;ю-Мурманского края. - Мурманск, 2000. Экология и охрана природы Кольского Севера /Иод ред. Г. В. Калабина, Г. А. Евдокимова. - Апатиты, 1994. 5 . Туризм и музееведение Беляев А. В., Веселов Ю. Я. Туристскими тропами Кольского полуострова. - Мурманск, 1980. Дранишников В. В. Педагогические возможности школьных музеев/ Наука и образование: Вестник Мурманского отделения AIICH и МПШ .- 2002, № 3. Музееведение: Музеи исторического профиля /Под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. - М., 1988 Музей и шкота /Под общейредакцией Т. А. Кудриной - М.Л985. Огородников Б. И. Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО. - М., 1983. Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. - М., 1985. Программы кружков «Юные экологи-краеведы», «Туристы- экологи», «Младшие инструкторы по туристско-краеведческой работе и эколого-туристской подготовке». - М., 1991. РивкинЕ. Ю. Организация туристской работы со школьниками: Практическое пособие.-М., 2001. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия/#. А. Верба, С. А/. Галицин, М. Куликов и др. - М., 1983, Шиянов Л. П., Рогаткии А. В. Походы выходного дня. - М 1985. Е. Ф. ДУААКОВА Факультативный курс «Экология города Мурманска» О дним из наиболее знаменательных явлений современного мира является развитие городов, в которых параллельно с их эволю неизбежно происходит обострение экологич ситуации, а следовательно, ухудшение условий жизни горожан. Остановить стихийное развитие событий могут лишь люди, наделенные знаниями о том, как ими управлять, и в случае с экологией эти знания должны овладеть большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование, начиная с раннего во зр аста и заканчивая вузом. Экологически образованный человек взаим одействует с природой через создаваемую им культуру и приходит к правильному пониманию многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека. Овладение прикладными знаниями и п рактическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценивать состояние окружающей среды приводит к правильным вариантам взаимоотнош ения природы и человека, стрем ящ егося к познанию окружающей его природы в единстве с нравственно-этическими переживаниями. Именно такое экологическое мировоззрение должно стать основой деятельности современного человека. Вот почему эковоспитание и экообразование - неотъемлемая часть процесса формирования современной личности, ибо защита и восстановление окружающей природной среды становятся все более ощутимым критерием выживания человека. Таким образом, нарушение экологических законов можно остановить только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества через образование, изучение основ экологии. Чтобы обеспечить себе приемлемые условия жизни, общество, по мнению А. К. Бродского (2000), должно «пройти всю цепочку от экологических знаний к экологическому мышлению и экологически оправданному поведению». Рост и развитие городов - одна из форм адаптации человека к окружающей природной среде. Любой город-результат целенаправленной деятельности человека - как экосистема

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz