Дранишников, В. В. Педагогические возможности школьных музеев : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2002. – № 3. – С. 14-21.
14 В.В. ДРАНИШНИКОВ Педагогические возможности школьных музеев (Историко-теоретический аспект) И стория музеев начинается в седой древности. Об этом свидетельствуют греческие рукописи IX-XVI веков, древние русские труды XI—XIII веков, славян ские источники XIII—XVII веков. Широко, например, известны музеи ан тичной Греции. Ими являлись храмы или места, посвященные музам (науке и искусст ву). Позднее музеи появились в Александрии, Пергаме. древнем Риме, Византии и других государствах. В античных музеях были собра ны главным образом произведения искусства. С эпохи Возрождения получили распро странение музеи, в которых сосредоточива лись различные минералы, образцы раститель ного и животного мира, а также предметы быта и вооружения различных стран (резуль тат влияния великих географических откры тий). В письменных источниках подробно рас сказывается о богатой и древней истории, которую имеют музеи России. Различают три периода организации му зеев : 1. Период собирательства ценных вещей в ризницах церквей и монастырей; собирание в оружейной палате оружия, золотых и серебря ных вещей, являющихся предметами быта русских царей, а также редкостей XVI века. 2. Собирание царями произведений ис кусства и разных редкостей. 3. Организация публичных музеев в XIX веке. Оформление музеев ускоряется в связи с усилением интереса к отечественной истории, созданием в различных городах России ученых обществ. собирательством исторических ценностей. Например, в проекте организации рус ского национального музея, оставленном Ф. Аделунгом - участником кружка, объеди нившего крупнейших археографов и истори- коведов. указывалось, что Россия обладает бесчисленным множеством исторических памятников огромного научного и художест венного значения. С восхищением автор писал: «Какой неисчерпаемый источник для пополнения всех частей познания человече ских, которому подобного не найдем ни в одной из других стран света». Первые школьные музеи, без которых сегодня трудно представить хорошую совре менную школу, возникли еще в середине XIX века. На их воспитательно образовательные возможности сразу обратил внимание выдающийся русский педагог В.И. Водовозов, который писал: «Ни одна школа не может обойтись без собрания необ ходимейших естественных предметов. Сель ская школа должна иметь своего рода кабинет, но стоящий не очень дорого... От умения учителя зависит решить, какие предметы тут наиболее необходимы, но дельное их толкова ние лучше пробудит дремлющую мысль, научит смотреть сознательно на все. что потом встретится в жизни» [1. с. 216]. В 1981 году Л.Н.Толстой создал в Ясно полянской школе музей, где экспонировались собранные в местном крае образцы горных пород, коллекции бабочек, скелеты животных, птиц, гербарии злаков, трав, цветов, - и все это использовалось в целях наглядности препода вания природоведения. В конце XIX века такие музеи уже были во многих земских школах. Чуть позже появ ляются и специальные научно-педагогические издания, которые обобщают опыт краеведче ской работы и, в частности, опыт работы школьных музеев. Например, в Одессе и Бендерах с 1913 по 1916 гг. выходил журнал «Школьные экскурсии и школьные музеи». Многие мысли, высказанные на страницах этого журнала, не потеряли своей актуально сти и сегодня. Например, редакция журнала считала: «...среди разных методов наглядного преподавания едва ли не самым интересным является метод школьных экскурсий и как результат этого метода составление школьного музея собственными средствами из материала, собранного на экскурсиях. Этот метод может считаться одним из самых интересных и продуктивных». Были музеи и в ряде гимназий. Но если в земских школах музеи были результатом деятельности учителей и учащихся, которые сами собрали и изготовили его экспонат, то фонды музеев гимназий обычно комплектова лись из покупных и дарственных предметов старины и естественной истории. Ученики в создании этих музеев не принимали участия. Интересно, что государственные и обществен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz