Дранишников, В. В. Педагогические возможности школьных музеев : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2002. – № 3. – С. 14-21.

14 В.В. ДРАНИШНИКОВ Педагогические возможности школьных музеев (Историко-теоретический аспект) И стория музеев начинается в седой древности. Об этом свидетельствуют греческие рукописи IX-XVI веков, древние русские труды XI—XIII веков, славян­ ские источники XIII—XVII веков. Широко, например, известны музеи ан­ тичной Греции. Ими являлись храмы или места, посвященные музам (науке и искусст­ ву). Позднее музеи появились в Александрии, Пергаме. древнем Риме, Византии и других государствах. В античных музеях были собра­ ны главным образом произведения искусства. С эпохи Возрождения получили распро­ странение музеи, в которых сосредоточива­ лись различные минералы, образцы раститель­ ного и животного мира, а также предметы быта и вооружения различных стран (резуль­ тат влияния великих географических откры­ тий). В письменных источниках подробно рас­ сказывается о богатой и древней истории, которую имеют музеи России. Различают три периода организации му­ зеев : 1. Период собирательства ценных вещей в ризницах церквей и монастырей; собирание в оружейной палате оружия, золотых и серебря­ ных вещей, являющихся предметами быта русских царей, а также редкостей XVI века. 2. Собирание царями произведений ис­ кусства и разных редкостей. 3. Организация публичных музеев в XIX веке. Оформление музеев ускоряется в связи с усилением интереса к отечественной истории, созданием в различных городах России ученых обществ. собирательством исторических ценностей. Например, в проекте организации рус­ ского национального музея, оставленном Ф. Аделунгом - участником кружка, объеди­ нившего крупнейших археографов и истори- коведов. указывалось, что Россия обладает бесчисленным множеством исторических памятников огромного научного и художест­ венного значения. С восхищением автор писал: «Какой неисчерпаемый источник для пополнения всех частей познания человече­ ских, которому подобного не найдем ни в одной из других стран света». Первые школьные музеи, без которых сегодня трудно представить хорошую совре­ менную школу, возникли еще в середине XIX века. На их воспитательно­ образовательные возможности сразу обратил внимание выдающийся русский педагог В.И. Водовозов, который писал: «Ни одна школа не может обойтись без собрания необ­ ходимейших естественных предметов. Сель­ ская школа должна иметь своего рода кабинет, но стоящий не очень дорого... От умения учителя зависит решить, какие предметы тут наиболее необходимы, но дельное их толкова­ ние лучше пробудит дремлющую мысль, научит смотреть сознательно на все. что потом встретится в жизни» [1. с. 216]. В 1981 году Л.Н.Толстой создал в Ясно­ полянской школе музей, где экспонировались собранные в местном крае образцы горных пород, коллекции бабочек, скелеты животных, птиц, гербарии злаков, трав, цветов, - и все это использовалось в целях наглядности препода­ вания природоведения. В конце XIX века такие музеи уже были во многих земских школах. Чуть позже появ­ ляются и специальные научно-педагогические издания, которые обобщают опыт краеведче­ ской работы и, в частности, опыт работы школьных музеев. Например, в Одессе и Бендерах с 1913 по 1916 гг. выходил журнал «Школьные экскурсии и школьные музеи». Многие мысли, высказанные на страницах этого журнала, не потеряли своей актуально­ сти и сегодня. Например, редакция журнала считала: «...среди разных методов наглядного преподавания едва ли не самым интересным является метод школьных экскурсий и как результат этого метода составление школьного музея собственными средствами из материала, собранного на экскурсиях. Этот метод может считаться одним из самых интересных и продуктивных». Были музеи и в ряде гимназий. Но если в земских школах музеи были результатом деятельности учителей и учащихся, которые сами собрали и изготовили его экспонат, то фонды музеев гимназий обычно комплектова­ лись из покупных и дарственных предметов старины и естественной истории. Ученики в создании этих музеев не принимали участия. Интересно, что государственные и обществен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz