Дранишников, В. В. Педагогические возможности школьных музеев : (историко-теоретический аспект) // Наука и образование. – 2002. – № 3. – С. 14-21.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ 21 формировании познавательной и обществен­ ной активности учащихся (+50; -50 ). Показа­ тели: проведение экскурсий (количество в течение года, разнообразие тематики, количе­ ство и состав экскурсоводов, особенности их подготовки (+10); состав экскурсантов (уча­ щиеся своей школы, других школ, родители, шефы и т.д.) (+5); использование материалов музея на уроках (+10); проведение уроков в школьном музее (+5); связь музея с педагоги­ ческим коллективом, с общественными учени­ ческими организациями (+5); участие школь­ ного музея в городских и областных туристско-краеведческих мероприятиях (кон­ ференции, слеты) (+5); завоевание призовых мест на городских, областных и республикан­ ских туристско-краеведческих мероприятиях (+5). Критерий №5 - осуществление руково­ дства музеем (+25). Показатели: деятельность музея как органа ученического самоуправле­ ния (особенности выборов, права и обязанно­ сти членов совета, особенности работы) (+20); наличие в составе совета ветеранов войны и труда, родителей, шефов, представителей общественных и государственных организаций (+5). Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы: • Школьные музеи являются одним из ярких проявлений самобытности отечест­ венной педагогики, энтузиазма и творчества учителей России. • Школьные музеи - хорошо апро­ бированное средство воспитания и форма организации сотрудничества учителей и учеников, позволяющее создать благоприят­ ные условия для формирования гражданствен­ ности детей в процессе педагогического общения и включения их в разнообразную, общественно значимую деятельность. • Знакомство с историей родного края в ходе участия детей в поисковой работе; изучение и оформление собранных краеведче­ ских источников и материалов формирует любовь к «малой Родине», чувство патриотиз­ ма. • Общественно значимая деятель­ ность по организации шефства над ветеранами войны и труда, старожилами города, активное участие не только в школьных делах, но и мероприятиях города (субботниках, праздни­ ках и т.д.) формирует активную гражданскую позицию, делает детей сопричастными ко всем событиям родного города и края. • Многообразие и многоплановость деятельности по формам и содержанию музея создают условия для: а) саморазвития лично­ сти; б) формирования социальных установок школьников на «духовно-нравственные ценно­ сти». Литература 1. Водовозов В.И. Наука и нравственность. Педаго­ гические заметки // Избр. пед. соч. - М.: АП Н РСФСР. 1953.-480 с. 2. Крупская Н К Музей на фронте идеологической борьбы и советского строительства // Пед. соч.: В 10 т - М „ 1978. - Т. 8. - С. 332-339. 3. Объяснительная записка к кружку «Активисты школьного музея» // Программы. Туризм и краеведение / Автор-составитель А.И. Шкурко. - М., 1982. - С. 195-203. 4. Педагогика: Учебное пособие для студентов пе­ дагогических институтов / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение. 1983.-4 7 9 с. 5. Положение о школьном музее // Сб. приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. - М.. 1974.-№ 32.- С . 4-12. 6. Строев К.Ф Краеведение. - М.: Просвещение, 1967.- 144 с. Е.Ф. ДУДАКОВА Специфика учебно-воспитательной работы вузовского музея М узейное дело - специфическая сфера общественной деятельности, имею­ щая отношение к науке, образова­ нию, воспитанию и культуре в целом. Содержание и характер образовательной работы музея имеют свою специфику. Инте­ грация данных педагогики, психологии, со­ циологии и других наук привела к появлению специальной научной дисциплины - музейной педагогики. Ее предметом являются проблемы, связанные с содержанием, методами и форма­ ми педагогического воздействия музея, а также с особенностями этого воздействия на различные категории посетителей музея. Одна из задач музейной педагогики - создание предпосылок и условий для активи­ зации познавательной деятельности посетите­ лей, в частности, совершенствование контак­ тов с музейными предметами и организация восприятия заложенной в них информации. Для решения этой задачи используются раз­ личные экскурсионные и лекционные методи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz