Дранишников, В. В. Религия и школа // Методология и современные аспекты образования : [сборник научных трудов] / М-во образования Рос. Федерации, Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск, 2000. – С. 41-55.

9. Чаклин А.В., Милиевская И.Л. Сохранить здоровье смолоду. - М.: Пе­ дагогика, 1987. 10 Щербинина В.П. Педагогика здорового развития. - Гродно, 1992. 11. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. - М.: Медицина, 1988. - С. 272. РЕЛИГИЯ И ШКОЛА В.В. Дранишников Митрополит Антоний Сурожский высказал интересную мысль: «Еще Лесков говорил в XIX веке, что Русь была крещена, но никогда не была просвещена. То есть религиозного, духовного образования не было дано, и поэтому опыт, который внутри клубится невыразимо, никогда не был - для широкого народа, я не говорю: для богословов - оформлен так, чтобы он мог, с одной стороны, быть выражен, а с другой - быть защищен, и еще - обогащал бы человека в другой области, нежели просто сердце» [19, с. 58]. Об этом же писал Н.В. Гоголь: «Владеем сокровищем, которому це­ пы нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувствовать, но не знаем даже, где положили его... Это Церковь, которая, как целомудренная дева, сохранилась одна только от времен апостольских в непорочной пер­ воначальной чистоте своей... - эта церковь нами незнаема! И эту церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь!» [5, с. 103]. Проблема «Религия и школа» существовала и до революции 1917 г. К ней в российском обществе и тогда не было однозначного отношения. Позиция церкви во 2-й половине XIX века в области просвещения была очень прочной. Это было связано с тем, что основу идеологии Российской империи составляли православие, самодержавие и народность. Более того, церковь стремилась сосредоточить в своих руках все начальные школы. В Государственный Совет в 80-90-х гг. XIX века несколько раз вносились проекты передачи всех начальных школ в ведение Синода, т.е. превраще­ ние их в церковно-приходские. Подъем общественного движения во 2-й половине 90-х гг. не дал осуществить эти намерения. Все изменилось в годы советской власти. «Воинствующий атеизм», опираясь на мощь карательных органов пролетарского государства, пытал­ ся силой уничтожить влияние религиозной идеологии на духовную жизнь общества Практически все крупные партийные и государственные деятели со­ ветской России внесли свою лепту в антирелигиозную деятельность. Хре­ стоматийно известны работы В.И. Ленина «О значении воинствующего материализма», «Социализм и религия», Н.К. Крупской «Об антирелиги­ 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz