Давыдов, Р. А. Архангельск и Архангельская губерния в середине XIX в. // IV Ушаковские чтения : [Мурманск, 1-3 марта 2007 г.] : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (отв. ред.) и др.]. - Мурманск, 2007. - С. 12-15.

конце 1850-х - начале 1860-х гг. Увы, чиновники большинства столичных ми­ нистерств тогда не видели и не желали видеть перспективы. На далекой север­ ной окраине они заметили лишь проблемы, от которых предпочли избавиться путем их «упразднения». Город Кола в 1858 г. (вернее, те два десятка домов, которые от него ос­ тались) был объявлен заштатным. В нем ликвидированы таможенный пост, почтовое отделение, врачебный пункт; упразднены должности городничего, земского исправника, таможенного чиновника и др. Немногочисленный гарни­ зон выведен. Кольский уезд присоединен к Кемскому1. В начале 1860-х гг. в Архангельске были ликвидированы военный порт, адмиралтейство, с петровских времен до первой половины XIX в. бывшее крупнейшим судостроительным предприятием России и давшее российскому военно-морскому флоту сотни судов2. Разоружена и упразднена Новодвинская крепость, более полутора веков надежно защищавшая с моря губернский го­ род. Столичные власти сделали с Архангельском то, что не удалось сделать неприятельским эскадрам ни в 1854, ни в 1855 гг. События середины XIX в. во многом определили будущее развитие Ар­ хангельской губернии вообще, губернского города и Мурмана в особенности. На Мурмане, во многом благодаря инициативам Министерства государ­ ственных имуществ и Министерства иностранных дел, начался очень непро­ стой процесс колонизации3. Архангельск, как и Кола, совершенно утратил свое военное значение для России. Показательно, что если в 1863 г. относящиеся к военному сословию нижние чины и члены их семей составляли 17,7% и 31% населения Архангель­ ска, то по данным переписи 1897 г. военнослужащих и членов их семей было лишь 4% и 0,7% соответственно4. Медленно, но неуклонно терял Архангельск значение и как порт: мелели фарватеры и особенно устья рукавов Северной Двины, тогда как водоизмеще­ ние и осадка приходящих иностранных судов лишь увеличивались. За 4 года до 1884 г., когда город должен был отметить свой 300-летний юбилей, отпуск товаров за границу сократился примерно на 30%. Лишь создание (по много­ численным ходатайствам архангельских предпринимателей и местной адми­ нистрации) в 1887 г. Управления работ по улучшению Архангельского порта изменило ситуацию. 1 Ушаков И.Ф. Избранные произведения: Историко-краеведческие исследования: В 3 т. - Мурманск, 1997. - Т. 1: Кольская земля. - С. 262-263. 2 Попов Г.П. Ногою твердой стать при море...: Штрихи к истории Архангельского порта. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1992. - С. 126-139. ' Давыдов Р.А. Предыстория и начало норвежской и финской колонизации Мурмана. Формирование и трансформация собирательного образа мурманского колониста в 1860-1876 гг. // Живущие на Севере: образы и реальность: Сборник научных статей / На- уч ред. П.В Федоров. - Мурманск: МГПУ, 2006. - С. 59-82. 4 Давыдов А Н Архангельск во второй половине XIX - начале XX в : население - городская среда - общественный быт: Дис. ... канд. ист. наук - Л., 1988. —С. 55 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz