Давыдов, Р. А. Архангельск и Архангельская губерния в середине XIX в. // IV Ушаковские чтения : [Мурманск, 1-3 марта 2007 г.] : сборник научных статей / [редкол.: П. В. Федоров (отв. ред.) и др.]. - Мурманск, 2007. - С. 12-15.

мени и месту с массовой смертностью людей от цинги, привело к заметному падению интереса среди поморов к промыслам на архипелаге и последующему совершенному их упадку... 3 В годы Крымской войны (1854 и 1855 гг.) под огнем корабельных пушек противника в Архангельской губернии полностью или по большей части сго­ рели: беломорские селения Пушлахта, Мегра, Стрельна, Кандалакша; город Кола - «столица русской Лапландии», административный центр и единствен­ ный в то время, если не считать сезонных становищ рыбопромышленников, населенный пункт на Мурмане1. Блокада беломорских портов британской и французской эскадрами также имела негативные последствия для северян, особенно в 1855 г.2 Стремясь преодолеть охвативший страну кризис, царское правительство после Крымской войны приступило к масштабным реформам. Но в Архан­ гельской губернии, где крепостных почти не было, где хозяйственная деятель­ ность значительной части податного населения имела выраженную местную специфику, активность властей не дала заметных положительных результатов. «Середина XIX столетия принесла с собою для России отмену крепост­ ного права и связанный с этим подъем русской торгово-промышленной жиз­ ни, - писал впоследствии известный российский историк А.А. Кизеветтер. - Однако на Северном крае.подъем этот отразился в наименьшей степени, и можно даже сказать, что заброшенность этого края стала сказываться с этого времени еще резче. Почему так случилось? После освобождения крестьян Россия стала покрываться сетью железных дорог, и введение парового транспорта вместе с другими переменами в облас­ ти промышленной техники поставило на совершенно иные рельсы экономиче­ скую жизнь России, создало новые условия для русского народного хозяйства. Но Северный край не сочли тогда нужным приобщить к этим новым условиям, его оставили вне железнодорожной сети, и никто не признал уместным при­ помнить ту роль, которую он некогда играл в экономической жизни России»3. Вполне соглашаясь с данным высказыванием, заметим, что «забывчи­ вость» столицы в отношении к окраинам - скорее правило, а не исключение. Важно другое. Не из признательности былых заслуг, но в интересах перспек­ тивного социально-экономического развития всей страны царскому прави­ тельству следовало обратить внимание на Архангельскую губернию еще в 1Давыдов РА ., Попов Г.П. Оборона Русского Севера в годы Крымской войны: Хроника со­ бытий. - Екатеринбург: УрО РАН, 2005. 2 Давыдов Р.А. Архангельский порт в условиях блокады его военно-морскими силами Ве­ ликобритании и Франции в годы Крымской войны и Архангельская портовая таможня // Российская таможня: история, современность, перспективы развития: материалы научно- практической конференции. - Архангельск: Поморский университет, 2006. - С. 62-67. 3 Кизеветтер А.А Русский Север. Роль Северного края Европейской России в истории рус­ ского государства. Исторический очерк. - Вологда, 1919. - С. 64. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz