Циркунов, И. Б. На пороге Арктики : арктические, методологические и краеведческие исследования / И. Б. Циркунов. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2015. - 184 с. : ил.

126 1/1. Б. Циркунов. НА ПОРОГЕ АРКТИКИ считать —кубрик для команды на пять человек, столовую для комсостава на шесть человек и столовую со спальными местами на шесть человек. Также на судне были предусмотрены четыре каюты для комсостава и три двухместные каюты для научных сотрудников. Спальные места в каютах оставляли желать лучшего. Рослому члену экипажа трудно было вытя­ нуться во весь рост. На палубе размещалась лаборатория из двух отделе­ ний, в одном из них находилась радиоустановка. Над лабораторией была расположена штурманская рубка. Под палубой — шестнадцатифутовый трюм, машинное отделение и камбуз с плитой (ГАМО 1). Если сравнивать первое научное судно Советской России «Персей» с «Николаем Книповичем», то получится следующая картина. По водоиз­ мещению: «Персей» —550 тонн, а «Н. Книпович» —всего лишь 100 тонн. По главному двигателю: у «Персея» —паровая машина на твёрдом топ­ ливе в 360 лошадиных сил, а у «Книповича» — двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе в 120 лошадиных сил и запас хода на 21 день. «Николай Книпович», как видно из приведённых данных, уступал «Персею», но лишь по тактико-техническим характеристикам. Во всём остальном —в научных изысканиях, в арктических маршрутах и членах именитой команды исследователей «Николай Книпович» был на равных с первенцем советской морской науки. Недаром и «Персей», и «Николай Книпович» были первыми настоящими научно-исследовательским суда­ ми (НИСами). НИС «Николай Книпович» знаменит не только тем, что на нем рабо­ тал сам выдающийся ученый, Н. М. Книпович, чьё имя он носил. На его борт не раз поднимались и в качестве начальников экспедиционных рей­ сов, и как исследователи В. А. Васнецов, А. Д. Добровольский, Н. Н. Зубов, М. В. Кленова, Б. П. Мантейфель, Ю. Ю. Марти, М. П. Сомов и др. Судьбы таких известных в прошлом капитанов, как С. В. Попов, С. С. Строганов, II. А. Полисадов тесно переплелись с «Николаем Книповичем». А с име­ нем капитана Полисадова связаны два исторических эпизода, которым по­ священа статья. Полисадов Пётр Андреевич (1889—1952) по окончании Архангельско­ го мореходного училища с 1909 года работал в Отдельной съёмке Белого моря (ОСБелМ). В 1914—1917 годах служил на вспомогательном крейсере «Митава», канонерской лодке «Сивуч». В 1922—1925 годах командовал гидрографическими судами «Таймыр», «Купава», «Пахтусов». В 1925 году участвовал в исследовании побережья Новой Земли. В 1926 году был лёт- чиком-наблюдателем зверобойной экспедиции. В 1938 году командовал шху­ ной «Мурманец», участвовал в снятии с льдины папанинцев. В 1938—1944 годах командовал судами «Николай Книпович» и «Исследователь» (Мае-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz