Циркунов, И. Б. На пороге Арктики : арктические, методологические и краеведческие исследования / И. Б. Циркунов. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2015. - 184 с. : ил.

124 И. Б. Циркунов. НА ПОРОГЕ АРКТИКИ ОТКРЫТИЯ НИСа «НИКОЛАЙ КНИПОВИЧ» 1939 ГОДА В ЧЁШСКОЙ ГУБЕ И БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ И стория арктического мореплавания знает немало судов — воен­ ных кораблей, ледоколов, транспортных и пассажирских судов и даже парусников, оставивших значительный след в истории освоения и изуче­ ния Арктики. Судно, о котором пойдёт речь, до недавних пор было мало­ известным. Точнее сказать, оно оказалось забытым. Однако историю этого прославленного экспедиционного судна, носившего имя выдающегося ис­ следователя морей Арктики академика Николая Михайловича Книповича (1862—1939), мы постарались восстановить (Циркунов, 2006). К чести и уникальности этого судна следует отнести тот факт, что это был прежде всего парусник с деревянным корпусом ледового класса. На счету этого научного корабля немало героических рейсов во льдах Арктики, научных экспедиций, многие месяцы плавания по Кольскому меридиану и сотни выполненных с его борта разрезов —океанологических станций. Это судно принимало участие во Втором Международном полярном годе в 1932 году, а беспримерный ледовый поход под руководством профессора Н. Н. Зубо­ ва (1885—1960), в ходе которого впервые в свободном плавании с севера удалось обогнуть архипелаг Земля Франца-Иосифа, навечно останется не­ превзойдённым рекордом в истории для судов этого класса. Но в этой ста­ тье остановимся лишь на двух исторических событиях в долгой морской судьбе этого судна. Моторно-парусное судно (МПС) «Николай Книпович», как уже сооб­ щали, имело деревянный корпус из сосны с ледовой обшивкой из морёно­ го дуба, носовая часть была усилена металлическими пластинами по 3 фута длиной по бортам и по 2 фута над и под водой (ГАМО 2). Длина судна 85 футов*, ширина 20,4 фута, осадка 10 футов и около 100 тонн водоизмещение. На судне в качестве главного двигателя был установлен 120-сильный мотор системы Болиндер. Он позволял развить судну ход в 7,5 узла. Кроме этого, ещё один двигатель системы Болиндер приводил в движение динамо-машину мощностью в 4,5 киловатта, которая вырабаты­ вала ток для освещения судна и обслуживания планктонной и гидроло­ гической лебёдки. Так как судно было моторно-парусным, оно имело парус­ ное вооружение. Судно было оснащено двумя мачтами и парусами (ГАМО 1). * Один английский фут равен 30,48 см.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz