Циркунов, И. Б. Арктический корабль науки / И. Б. Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2006. - 160, [1] с.: ил., карты.

И. Б. Циркунов. Арктический корабль науки 48 В отчёте Мурманской биостанции за 1927—1928 годы сохра­ нилось подробное описание нового судна «Николай Книпович». При­ ведём лишь основные характеристики судна и его оборудования. Моторно-парусное судно (МПС) «Николай Книпович» имело де­ ревянный корпус из сосны с ледовой обшивкой из морёного дуба, носовая часть была усилена металлическими пластинами по 3 фута длиной по бортам и по 2 фута над и под водой [13]. Длина судна 85 футов (один английский фут равен 30,48 см), ширина 20,4 фута, осадка 10 футов и около 100 тонн водоизмещение. На судне в качестве главного двигателя был установлен 120-сильный мотор си­ стемы «Болиндер». Он позволял развить судну ход в 7,5 узла. Кроме этого, ещё один двигатель системы «Болиндер» приводил в движение динамо-машину мощностью в 4,5 киловатта, которая вы­ рабатывала ток для освещения судна и обслуживания планктонной и гидрологической лебёдок. Так как судно было моторно-парусным, оно имело парусное вооружение. Судно было оснащено двумя мач­ тами и парусами [5 ]. МПС «Н. Книпович» имело спасательные плавсредства, необ­ ходимые каждому морскому судну. Спасательная шлюпка с парус­ ным вооружением и воздушными ящиками, длиной 22 фута, а также моторный бот такой же длины, но с семисильным двигателем систе­ мы «Болиндер». Также на судне были необходимые механизмы и приспособления: брашпиль для якорей; лебёдки: траловая и гидроло­ гическая — механические и запасная — ручная; металлические дуги для трала (галерсы); шлюпбалки; якоря и лаг. Кроме этого, судно имело радиоустановку, радиопеленгатор, что по тем временам было большой редкостью, аккумуляторную батарею, навигационное обору­ дование, гидрологические приборы, весы для взвешивания животных, оттертрал и планктонные сети, запасные моторные части, стальные тросы, книги и другой судовой инвентарь [Там же]. Размеры судна были малы, но помещения были спланированы так, чтобы принять на борт максимальное количество членов экипа­ жа и сотрудников научной экспедиции. Среди судовых помещений крупными можно считать — кубрик для команды на пять человек, столовую для комсостава на шесть человек и столовую со спальны­ ми местами на шесть человек. Также на судне были предусмотрены

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz