Циркунов, И. Б. Арктический корабль науки / И. Б. Циркунов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2006. - 160, [1] с.: ил., карты.

49 Судно родилось.. четыре каюты для комсостава и три двухместные каюты для науч- ных сотрудников. На палубе размещалась лаборатория из двух отделений, в одном из них находилась радиоустановка. Над лабора­ торией была расположена штурманская рубка. Под палубой — ше­ стнадцатифутовый трюм, машинное отделение и камбуз с плитой [Там же]. Судно получилось справным. Небольшие размеры, но грамотная планировка и сильное морское и научное оснащение делали это суд­ но одним из лучших по тем временам и, безусловно, новейшим иссле­ довательским кораблём. В Госархиве Мурманской области хранится один любопытный документ, определяющий статус этого нового суд­ на. Авторы этого документа — эксперты — люди неангажирован- ные — это не моряки и учёные, а страховщики. Задача специалис­ тов страхового дела состояла скорее в том, чтобы принизить, а не преувеличить ценность объекта страхования, как в валютном эквива­ ленте, так и в социально-экономическом значении. Документ этот был создан специалистами Госстраха по страхованию судов «Кас­ ко» в Бергене 6 августа 1928 года. В этом документе наряду с основными характеристиками судна значилась графа «назначение судна», в которой было написано — «научно-исследовательское» [13]. Это серьёзная оценка судна и фактическая, по тем временам, класси­ фикация корабля. Важно обратить внимание на классификацию ко­ рабля для определения роли и, возможно, значения этого судна. «Н. Книпович» трудно сравнивать с первенцем советской морской науки «Персеем». Эго были суда различных классов. Об этом говорят следующие отличия. По водоизмещению: «Персей» — 550 тонн, а «Н. Книпович» — всего лишь 100 тонн. По главному двигателю: У «Персея» — паровая машина на твёрдом топливе в 360 лошадиных сил, а у «Книповича» — двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе в 120 лошадиных сил и запас хода на 21 день [16, с. 51]. Однако следует помнить и о различии задач, которые ставились перед судами, и о различии ресурсов, используемых при строитель­ стве этих выдающихся судов. «Персей» — первое научное судно советских исследователей моря и первый в истории науки плавучий институт (Плавморнин), который строился одним из крупнейших организаторов советской науки И. И. Месяцевым под патронажем

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz