Бубенцов, В. Н. Искусство или тираж, воспроизводимость, тиражируемость искусства // Современные тенденции профессионального образования в XXI веке / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2012. - С. 224-229.

Бубенцов В.Н. Заслуженный художник России г. Мурманск Искусство или тираж, воспроизводимость, тиражируемость искусства Произведение искусства в принципе всегда было воспроизводимым. То, что сделано человеком, поддается человеческому же воспроизведению. Копии делались учениками - для упражнения в мастерстве, мастерами - для распространения своих произведений, наконец, теми, кто жаден до наживы. Техническое репродуцирование произведений искусства есть нечто качественно новое, которое исподволь, но все решительнее прокладывает себе дорогу в истории культуры. Греки знали только два способа репродуцирования: литье и чеканку. С изобретением ксилографии впервые стала технически воспроизводиться графика. Это практиковалось до тех пор, пока в технике печати она не превратилась в шрифт. В эпоху средневековья к ксилографии присоединились гравюра и офорт, а в начале XIX в. - литография. С ее появлением техника репродуцирования поднялась на принципиально новую ступень, поскольку графика получила возможность иллюстрировать повседневные события и идти в ногу с печатью. Однако лишь с приходом фотографии человеческая рука впервые утратила свои важнейшие функции в процессе репродуцирования, которые отныне целиком перешли к глазу, смотрящему в объектив. Поскольку глаз схватывает быстрее, чем рука рисует, процесс графического репродуцирования настолько ускорился, что смог в этом отношении соперничать с речью. Если в литографии потенциально была заключена иллюстрированная газета, то в фотографии - кино. Техника воспроизведения звука была взята на вооружение в конце прошлого столетия. В XIX в. техническое репродуцирование достигло такого уровня, когда оно смогло не только сделать своим объектом все художественное наследие в целом, тем самым, расширив и видоизменив воздействие искусства, но и отвоевать себе самостоятельное место в культуре. Однако даже при самой совершенной репродукции утрачивается не­ что существенное для искусства: исчезает «здесь» и «сейчас» худо­ жественного произведения, его неповторимое наличное бытие. Некоторые учёные - биоэнергетики берутся утверждать о наличии энергетического поля у поверхности картины, рисунка и др. видов изобразительного искусства. Например, в живописном произведении характер фактуры поверхности, масштаба мазка, размер полотна всегда будет предпочтительней репродукции с этой работы, какой бы качественной она 224

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz