Бубенцов, В. Н. Искусство или тираж, воспроизводимость, тиражируемость искусства // Современные тенденции профессионального образования в XXI веке / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2012. - С. 224-229.

не была. Но как хочется приобщиться к искусству да ещё такому дешёвому и доступному, и вот мы уже видим в квартирах среди опять же тиражируемой мебели репродукции: «Медведи в сосновом лесу» Шишкина, «Девятый вал» Айвазовского, а сейчас и просто репродукции с декоративных работ под «мебель и обои». Собор покидает площадь, чтобы в виде репродукции занять место на стене; хор, впервые прозву­ чавший в концертном зале или под открытым небом, слушают у себя дома. А как можно представить себе трёхмерность прекрасных образцов скульптуры? Некоторые считают, что это может подменить голография. Обсуждение продукции массового искусства выявило необходимость объединения усилий в защиту творческой личности и искусства в ситуации распространения культуры на массы и активного вхождения масс в культуру, повернувшей всю человеческую историю в новое русло. Значение и последствия репродуцирования искусства выходят далеко за его собственные пределы. Тиражирование репродукций ставит на место единичного бытия художественного произведения массовидность. Возможность встретиться с воспринимающим искусство субъектом в удобной для него ситуации актуализирует репродуцируемый предмет, но одновременно вызывает потребность сделать произведения более доступными, которая так же настоятельна сегодня в массах, как их гсклонность преодолеть уникальность любого явления путем его репродуцирования. Репродукция, безусловно, отличается от оригинала. Уникальность и длительность сплетены в оригинале столь же тесно, как мимолетность и повторяемость в репродукции. Репродуцирование приучает к такому восприятию, в котором преобладает ориентация на осознание стереотипного в мире, то есть повторяемое торжествует над оригиналом. Когда с возникновением фотографии — первого действительно революционного средства технического воспроизведения — искусство ощутило приближение кризиса, ставшего очевидным в последующие сто лет, оно ответило концепцией «искусства для искусства», приобретшей затем негативную окраску в идее «чистого» искусства, которая отвергает за последним не только какую-либо социальную функцию, но и вообще всякое предназначение. Репродуцированное произведение искусства постепенно все больше и больше становится репродукцией произведения искусства, основанного именно на воспроизводимости. С фотопластинки, к примеру, можно сделать сколько угодно копий; вопрос о подлинности копии здесь не имеет смысла. Но в тот момент, когда масштаб подлинности становится неприложим к художественному произведению, радикально меняется сама функция искусства. Теперь его основание следует искать уже не в культурных традициях, а совсем в иной практике — в политике. 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz