Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

П. Брейгель, мастер панорамного пейзажа, впервые продемонстриро­ вал истинно фламандское лирическое понимание неподвластной человеку природы, изобразив её во всей блистательной красе. Мастера голландского пейзажа проложили истоки зарождения пленэрной живописи. Эжен Фро- мантен отмечал: «На этот раз Голландия нашла себе аудиторию: она учила нас видеть, чувствовать и писать. Неожиданность эта так всех ошеломила, что никто не обратил особого внимания на глубокую оригинальность этих открытий»1. Французский просветитель XVIII века Д. Дидро указывал на непре­ менное изучение природы в художественном образовании. В «Разрознен­ ных мыслях о живописи...» философ рассуждает об особенностях пейзаж­ ной композиции и подчёркивает желательное применение в работе систе­ мы вогнутого или выпуклого вида: «Вогнутый вид раздвигает предметы, отодвигая их на задний план; выпуклый же собирает их впереди. Следова­ тельно, первый вид подходит для пейзажа исторического, второй - для пейзажа как такового». Позднее наблюдается внезапный упадок, в XVIII веке: всё исчезает - Интерес к изучению природы, вдохновенность, достоинство колорита. Голландию покоряет французское влияние, стирается временем та эпоха, когда именно эта страна была законодательницей живописного пейзажа. Здесь до половины XIX века живописцы подражали французскому класси­ цизму, и дальнейшее развитие пленэрного подхода в живописи не получи­ ло своё продвижение. Новый поворот к нему наметился лишь с появлени­ ем И. Израэльса, «голландского Милле». Соседняя с Фландрией и Голландией Англия долгое время не имела национальной школы живописи. И только в XVIII веке образовалась под­ линно английская школа, пришедшая на смену англо-фламандскому влия­ нию. Во второй половине XVIII века в Англии во время прогулок по парку зритель искал в живой природе впечатления, которые дарила ему живо­ пись старых мастеров. Для большего визуального ощущения использова­ лись даже тонированные стёкла, именуемые «стёклами Клода». Последние не только создавали «музейный» колорит, но и служили своего рода рам­ ками для живой «картины». «Рамами» для живых пейзажных картин слу­ жили и обычные оконные проёмы, которые при строительстве дома были специально ориентированы на определённую ландшафтную точку зрения. Уже в начале XIX века молодому А. Пушкину для изображения «идеаль­ ного» природного вида понадобился канонический набор пейзажных мо­ тивов, а также краски «Вернета иль Пуссина». В середине века в Англии появилась новая школа - прерафаэлиты, стремившаяся к полной независимости от живописи на континенте. В эту 1Фромантен Э. Старые мастера. - М.: Советский художник, 1966. - С. 176. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz