Бубенцов, В. Н. Пленэрная живопись Русского Севера: история и современность / В. Н. Бубенцов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 106 с., [2] л. цв. ил.

Глава 2 ЭВОЛЮЦИЯ ПЕЙЗАЖНОГО ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКОВ В ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКОВ И ЗАРОЖДЕНИЕ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ Для выявления времени зарождения пленэрной живописи нами была поставлена задача провести анализ пейзажного жанра в контексте эволю­ ции европейского изобразительного искусства, так как пленэр - это особое направление творческой деятельности, специфическое ответвление пей­ зажной живописи. Рождение и развитие пленэра неотделимо от становле­ ния этого жанра. В первой половине XVIII века начался процесс зарождения и развития русской пейзажной живописи в русле общеевропейской традиции. Для более реального понимания необходимо рассмотреть развитие его в различных художественных течениях западного искусства. Этот историко-художе­ ственный процесс достаточно широко изучен отечественными и зарубеж­ ными авторами, и поэтому нет необходимости останавливаться на нем под­ робно. Историческое повествование о пейзаже - не главная проблема нашего исследования. XVIII век почти не занимался пейзажем, который мог служить только фоном для галантных сцен, маскарадов, так называемых сельских празд­ неств или занимательных сцен из мифологии, изображенных на простенках. Прежде в интерьерных композициях присутствовали лишь небольшие пей­ зажные вставки на декорированных стенах в музеях и королевских вестибю­ лях. Художники того времени представляли себе природу в виде амфитеатра, умели помпезно закруглить крону дерева и педантично передать его лист­ ву. Но со временем чудесные виды приобрели соответствующий масштаб, превратившись как бы в огромную сцену, на которой разворачивается че­ ловеческая деятельность на фоне природы. В литературе и искусстве одно­ временно пробудилась искренняя любовь к сельским сюжетам. Голландские художники XVII века были первыми среди европейских живописцев, которые стали интересоваться пейзажем как самостоятельным жанром. Открытие голландцев в пейзажной живописи: небо часто занимает полови-ну, а иногда почти всю картину, подчёркивая пленэрность обыден­ ных мотивов. «Всякая голландская картина - вогнутая; я хочу сказать, что она образуется из кривых, описанных вокруг одной точки, обусловленной замыслом картины, и теней, расположенных вокруг главного светового пят­ на. Прочная основа, убегающий верх и округлённые углы, стремящиеся к центру, - всё это вырисовывается, окрашивается и освещается по кругу»1. 1Фромантен Э. Старые мастера. - М.: Советский художник, 1966. - С. 124. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz