Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.

популяризации творческого наследия великого скульптора, уже вызыва­ ет огромнейшее уважение. Мне было стыдно, ведь подобный окрик был уже не первым раздражительным протестом. Перед этим в Рыбинске одна из наших титулованных членством Союза писателей поэтесс вы­ сказала запрет на выступление учителя Виктории Бакулы. Затем дру­ гая, в Орле, — на выступления Ирины Поливцевой и Валентины Евгень­ евны Кузнецовой, тех, кого слушатели принимали с большим интересом, чем поэтов-ходоков, читающих одно и то же стихотворение во всех горо­ дах Хода, будто в их багаже больше ничего и не было. Однако, несмотря на протесты некоторых, слово Светлане все же было предоставлено, и она рассказала, почему во всех мужских скульп­ турах Эрьзи узнаваем сам мастер: «Думаю, у него был огромный эле­ мент самоуважения к себе как личности, как носителя своего этноса, то есть народа эрзи. Он был большим патриотом. Ну, и, конечно же, пото­ му, что лучше кого бы то ни было знал те ощущения, которые передавал в своих работах. Голодал — изображал себя голодным, испытывал страсть — появлялась подобная скульптура, ощущал в себе Христа — появлялся Христос: Для него искусство было свято Остальное — жизни суета... Одержимостью безжалостно распятый Из себя он вылепил Христа... «Эръзя и Христос» Светлана перечитала все книги, посвященные Эрьзе: Сутеева, Абра­ мова, Моро, Блинова, Полевого, все статьи к вышедшим когда-либо аль­ бомам, выступала на первых международных Эрьзянских чтениях. Вы­ пустила сборник своих стихов, посвященных скульптурам Эрьзи. Рассказывала так бурно, так эмоционально, будто жила с ним в одно время, под одной крышей, знала его не по книгам, а наяву. Прониклась его творчеством, жизнью, потому свою любовь к великому скульптору хотела передать и нам, гостям Мордовии... СВЯТЫЕ МОЩИ АДМИРАЛА РОССИЙСКОГО ФЛОТА Дожив до 50 лет, я, конечно, понимала, что мощи — это останки человека. Но только в «Славянском ходе-2006» задалась вопросом: а почему мощи одного и того же человека встречаем в разных храмах? Ихчто, дробят? С этим вопросом и обратилась к архиепископу Мурман­ скому и Мончегорскому Симону. Владыка подтвердил моё, как мне тогда казалось, «крамольное» предположение. 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz