Большакова, Н. П. Летопись души : в 2 книгах : к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии. Кн. 2: Дороги жизни/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2010. - 303 с. : ил., портр.

Светлана рассказывала об этой скульптуре то, о чем не говорят экс­ курсоводы: «Когда вы подойдете слева, на лбу вам бросаются в глаза два рога и чуб, борода расплывается в неясных очертаниях. А теперь посмотрите направо и вы увидите, что рога превращаются в две ноги огромной черепахи, а чуб — в голову с глазом»... Я наблюдала, с каким интересом мои спутники разглядывали голо­ ву Моисея, а Светлана продолжала уже в стихах: ...На лбу могучем две ноги Огромной черепахи, Рога сумеете найти У власяной папахи... То — символ мудрости двойной, А в бороде его большой Рычит оскалившийся лев Среди ужей и змей... «Моисей» «Посмотрите, — продолжает Светлана. — Видите, усы превраща­ ются в роскошную гриву, а под ней два глаза, нос картошкой, под носом снова усы и разинутая пасть с языком. Но это еще не все — в основании бороды виден буйвол с двумя роскошными рогами... а на затылке спрут, переходящий в огромного медведя, справа змея, а если смотреть в про­ филь, — это сам Эрьзя. Считаем: черепаха, лев, вол, змея, спрут, мед­ ведь, автопортрет. Семь символов. По «Библии» черепаха — символ муд­ рости и долголетия, лев — сила и власть, вол — терпение и работоспособность, змея — знак лечения, спрут — нечистая сила, со­ блазны, а медведь — власть и сила. Значит, пророк, ведущий израиль­ тян по пустыне 44 года, должен был обладать всеми этими качествами, чтобы указать дорогу в страну обетованную. Эрьзя, прожив огромную и невероятно трудную трудовую жизнь, приобрел все качества пророка и сам стал пророком в искусстве. Так я объясняю его этот шедевр»... А затем в соборе святого праведного воина Феодора Ушакова у нас состоялась встреча с мордовскими писателями. Ничего не скажу, встре­ ча добрая, кроме того, что, когда я решила дать слово Светлане, один из наших поэтов с места выкрикнул: «Не надо!». Услышав этот неожиданно хамский выкрик, я только что не провалилась сквозь землю, до чего было стыдно. Я прекрасно знала, что мордовские писатели не принимают Свет­ лану за свою, но мы-то, мурманчане, почему, находясь в гостях, опуска­ емся до их уровня? Да и кто соизмерял талант протестующего поэта и Ламбиной, не он ли сам решил, что его стихи достойны ушей слушателей, а стихи Светланы Александровны — нет? А уж если говорить по большо­ му счету, тот вклад, который сделала и продолжает делать Ламбина по 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz