Большакова, Н. П. Подарок чайки : сказки о Лапландии / Надежда Большакова. - Мурманск : Русский Север, 1994. - 158 с.

голову: что она пишет? Ведь кое-что из этого (некоторые сюжеты, мотивы, имена) мы уж е встречали: в этнографических записях, в сборниках лопарского фольклора! Д а , встречали. Ну и что? Не будем забывать о праве на- следников-подмастерьев у народа — языкотворца и мифотворца — на осмысление, на переосмысление, на развитие традиционного материала, наконец, просто — на собирание этого материала в единое целое, в свод. Д а такое собирание — уж е и не просто п р а в о , а д аж е — о б я з а н н о с т ь . Надежда Большакова, ка­ жется, на таком пути. Главное — чтобы наследник переосмысли­ вал не «поперек», а по основному руслу традиции. В русской культуре, например, в последние десятилетия такие «поперечники» появились, посеяли немало отравы. И мы видели перелицованную сказку, в которой ведьма — уж е не страшная, а наоборот, привлекательная молодка, служащая не Злу, а Добру . Так, исподволь, производится смещение, разрушение вековых о б ­ разов, сотворенных народом символов, отражающих противосто­ яние Д обра и Зла. И вот уж е страшный Волк и бессердечный Кощей вызывают только сочувствие и жалость, а Заяц и Красная Шапочка кажутся коварными и недобрыми. Сказочница Н ад ежд а Большакова из Лапландии — чуткий художник, бережно принимающий и продолжающий народную традицию. Она современный человек, многое почерпнула из книг. Но кое-что вынесла из своего детства, из бабушкиных сказок и речений. Кроме того, у нее самой богатая фантазия. Ну и — к ее творческому характеру немало приплавилось и по отцовской линии — поморской, с Архангельского Берега. Так что, думается, литераторская судьба Надежды Большаковой только началась. По возрасту она действительно могла быть дочерью Октябрины Вороновой. И последнее. Для кого эти сказки? Для взрослого читателя или для детей? Для саамов или русских? Убежден, что для всех. Каждый получит свое, свок?, крупицу света, радости, знания, красоты, добра. Каждый извлечет свой урок. Например, вы — русский читатель, не бойтесь обилия с а ­ амских слов! Пробегайте их глазами, озвучьте про себя, вслу­ шайтесь в этот таинственный древний курлычущий язык. Но обращаюсь к взрослым. Прочитайте сами. Прочитайте своим детям. Виктор ТИМОФЕЕВ, писатель 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz