Большакова, Н. П. Подарок чайки : сказки о Лапландии / Надежда Большакова. - Мурманск : Русский Север, 1994. - 158 с.

СКАЗКИ НАДЕЖДЫ БОЛЬШАКОВОЙ На планете Земля — не время сказок. Поэтому нынче не сказка процветает, а быль. Подчас — суровая, грубая, жестокая. Д а ж е такая: ч е р н о - б ы л ь!.. Правда, еще недавно жили в России люди, которые мечтали «сказку сделать былью». Если брать самые верхние этажи об ­ щества, то там хотение было на словах. На деле ж е — они из прозаических былей делали личные сказки, сказочную жизнь для себя. Потом их сместили. Однако чаще всего сменили их такие ж е «сказочники», новые создатели сказок только для себя, но уж е не скрывающие своих целей. И все ж е есть, есть еще на Земле места, где живут истинные создатели сказок. Одно из таких мест — ловозерская тундра на Кольском полуострове, один из центров знаменитой Лапландии. Так сложилось, что совсем недавно, в восьмидесятые годы, у кольских саамов возникла современная письменность, появились учебные пособия и первые художественные книги на саамском языке, в полный голос заявила о себе первая поэтесса-саами Октябрина Воронова, основательница саамской литературы. Ее пример ободрил многих даровитых людей тундры, последователей известной писательницы, более молодых радетелей саамской куль­ туры. И, хотя основным жанром Вороновой была стихотворная лирика, сра зу несколько новых авторов пробуют себя в сочинении сказок. Среди наследующих дело Октябрины Вороновой — прозаик Н а д еж д а Большакова из Ревды. Возможно, ее когда-нибудь на ­ зовут духовной дочерью Октябрины Вороновой. Она увлечена многим, уж е написана первая книга, цикл сказок. Правда, Н ад ежд а Большакова пишет на русском языке, но она стремится освоить саамский — язык своих предков по мате­ ринской линии. Следы этого освоения видны в ее сказках и сказах. Но главное — д аж е не присутствие отдельных слов, пусть и об ­ ширное, главное — страстное желание Большаковой зачерпнуть, испить из духовных родников тундрового народа, извлечь на свет из исторических тайников бесценные духовные зерна, худож е с т ­ венные озарения и заповеди предков — для радости и смысла, для любования и поучения. Думаю , что большинство взявших в руки ее сказки будут просто читать их. Но представляю, что встретится сколько-то и других, тех, кто — по издерганности или по усталости, по теле­ отравленности или по односторонней учености — будут ломать 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz