Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

276 Книга вторая. «Из-за Каменского, из-за морё-окияну» Яммье-выгкэй является властелином подземной страны смерти, кото­ рая находится еще глубже, чем страна Яммье-акки, и представляет собой ад. В нее ведет мрачный спуск, вдоль которого стоят как стражи, остроко­ нечные черные базальтовые скалы. Злых людей здесь ждут невыносимые муки. В саамской сказке «Путешествие в ад» говорится об этом месте сле­ дующее: «Что тут деется! И колеса-то катятся, и огонь полыхает. И в печах, и на воле людей поджаривают, люди ревут, а им еще того пуще подбавля­ ют жару железные комары, раскаленные докрасна, они летают и жалют всех, кто ни попадется... Тут и скрежет-то зубовный, и черти-то вьются, и дым- то смрадный гадит, а колеса-то все катятся и катятся одно за другим, а на них мужики и бабы прикованы. Как поднимется какой-нибудь вверх, так сейчас его железные комары тучей... жжик! Огонь повсюду мечется. Через огонь какие-то люди виднеются...» [14, с. 343] Представление об аде у саамов часто связано с комарами. Страшную бывальщину о комарах приводит Немирович-Данченко. Один саам по име­ ни Андрей отправился охотиться на дикого оленя и, попав в комариную тучу, погиб. Есть такие на Севере. Сверху смотришь — будто небольшое серое облако, а спустишься — комары. А те, как почуят человека, — за ним. И давай жалить. Набиваются в нос, в рот, в уши, в глаза. Вздохнуть не сможешь. Побежишь от них, все равно догонят — от комара не уйти — доконают. Саамы говорили, что для них легче утонуть, сгореть, чем при­ нять смерть от комаров. Они считают, что «...так поди в аду неправедных будут мучить!» [8, с. 294]. Яммье-выгкэй — злой бог, властитель ада. Все болезни, от которых стра­ дают люди и животные, исходят от него. Поэтому из всех подземных богов жертвоприношения делались именно ему. Люди старались защититься от гнева Йммье-Выгкэй, принося в жертву даже человека или, точнее сказать, человек сам мог принести себя в жертву ради другого человека. Известен случай, когда отец принес себя в жертву, только ради того, чтоб выздоровел его сын и не угас огонь рода. Черным вороном с волчьими когтями и огненными зубами в клюве пред­ стает перед грешниками злой ангел Поасс-йццькель пага, единственный, кто умеет говорить в нижнем мире. И Фудна — бог самого черного дня в году. Злой образ властительницы подземной жизни и земных сокровищ, ко­ торая распускает по ветру свои волосы так, что страшно на небо смотреть, сосредоточен в старухе Вйгк-аххьк, живущей среди озера на неведомом ос­ трове в большом доме. Сокровищ там неисчислимое множество. Есть и мед­ ный камень, и свинец, и золото. Это она прикинулась сначала медным, по­ том серебряным, а теперь золотым камнем, это она распустила по ветру свои волосы так, что страшно на небо смотреть. Но страшен дом Вйгк- аххьк. На острые колья вокруг него насажены головы тех, кто пытался

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz