Большакова, Н. П. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем/ Надежда Большакова ; [науч. ред. И. Б. Циркунов ; ред. саам. текста А. А. Антонова ; ред. саам. фольклора Е. С. Посангер ; ил. Г. А. Кулинченко]. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 414, [1] с., [8] л. ил. : ил., карты.

275 Боги и герои в мифах саамов В погребальном обряде саамов в XIX — начале XX века отчетливо про­ слеживались черты, связанные с дохристианскими поверьями. Это — ос­ тавление на могиле инвентаря, пищи, захоронение в стороне от основного кладбища людей, умерших неестественной смертью, захоронение гроба без покойника и другие. Лукьянченко сообщает, что до настоящего времени большинство этих особенностей погребального ритуала забыты. Чтобы узнать, сохранилось что-либо от старинного саамского похорон­ ного обряда в современной жизни саамов, обратимся к Анне Ефимовне Но- вохатько. Она рассказала, что с детства помнит и родители рассказывали, что саамы после пятидесяти лет старались уже каждый для себя заказать гроб, который затем хранили на чердаках. Женщины выбирали кого-то из родственниц и просили сшить «смертное», начиная с нижнего белья и закан­ чивая сарафаном. Также просили кого-то связать носки и сшить тобурки. Но если после того, как все было готово, проходило три года и человек не уми­ рал, он начинал носить сшитые вещи и заказывал другие. Траурная одежда у саамов всегда была белой. Правда, за последние несколько десятков лет её все же потеснила черная одежда русского населения Кольского полуострова. Да и немногие из молодых саамов знают теперь, что на прощание с близким родственником нужно одевать белые вещи или самую лучшую одежду, жела­ тельно даже, если сохранились, венчальные сарафаны. Когда покойника клали в гроб, то распускали кончики носков и отреза­ ли кончики тобурк или пим, в которые он был одет. Старые саамы этих традиций стараются придерживаться и сегодня, а более молодые делают, как общепринято. В саамских сказаниях говорится, что в подземной стране пахнет прелью и гнилью, словно в трубчатом теле червя. Пришедших к вратам нижнего мира встречает Соаййв-гуелла, хитрейший из хитрых, повелитель чароде­ ев, к которому на колдовскую гору Элвуэйва по ночам слетаются старухи- нуэйты на рогожных крыльях, вениках-голиках бесчинствовать во мраке. Именно он провожает умерших людей в страну смерти. И самый черный день полярной ночи — праздник чародеев-нуэйтов, служителей Сайвы, — настоящий ведьминский шабаш на горе Элвуэйв. Подземное царство — страна матери смерти Яммье-акки-айбмо и ее до­ чери Аххьк-яммье, где живут добрые души. Там умершие обретают новые тела. Добрые души получают всевозможные удовольствия и почет, ведь в подземном мире живут и делают все, как на земле. Подземная страна нахо­ дится глубоко внизу. Вход в нее можно отыскать иногда через озеро, иног­ да через трещины в земле. В этой стране живут старухи-людоедки, которые иногда оказывают и милости, так как они наделены силой воскрешения умерших. 18 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz