Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ монт, у которого звон «Как нежный звук любов­ ных слов/ На языке полупонятном,/ Твердит о счастье необъятном/ Далёкий звон колоколов»1, а у поэтессы из Тамбова Лидии Перцевой: «Сли­ жет, сметет.../Мыслей набат» в стихотворении «Мир посветлел». Многие иностранцы в своих записках о Рос­ сии также обязательно упоминают колокольные звоны, которые для них самих в их странах до сих пор не имели никакого значения. Потому можем с утверждением сказать, что настоящие колокольные звоны — явление чисто русское, воспевающее силу и красоту России. Показа­ тельно и то, что до XVII века иностранцам, стро­ ящим свои храмы в Москве, запрещалось иметь свои колокола, что служило подтверждением особого отношения русских людей к колоколам и их звонам как к чисто национальному явлению. У поэта Геннадия Попова в автоэпиграмме «Твой колокол» звонит запоздалое время, где ко­ локол, как мемориал, и «...колокол и отпевалъный звон...»2, а в стихотворении «Киев» голоса коло­ колов напоминают поэту «перезвон кандальный». И совершенную противоположность находим в стихотворении Геннадия Карпунина «Такая осень на дворе»: «И в этот миг не будет слов,/ Но будут звуки: Небесный звон колоколов/ По всей округе». Сравнивают российские поэты колокольные звоны и с душой, как, например, Наталья Аста­ фьева: «...не для показа душа, как колокол, гуде­ ла» или туляк Виктор Пахомов «...Родина, сно­ в а / В душу, как в колокол, бьет»3. А вот земляк Пахомова Олег Пантюхин просит: «Зазвони, ко­ локол,/ Душу растревожь...»} Французская по­ этесса Марселина Деборд-Вальмор в стихотво­ рении «Вечерние колокола» также обращается к разговору души с колоколами: Когда колокола, взлетая над долиной, На землю медленно опустят вечер длинный, Когда ты одинок, пусть мысли в тишине Летят ко мне! Летят ко мне! В тот час колокола из синевы высокой Заговорят с твоей душою одинокой, И полетят слова по воздуху, звеня: Люби меня? Люби меня! ' Бальмонт К. «Колокольный звон». 2Попов Г. «Четыре нескромных эпиграммы. Твой колокол». 3Пахомов В. «Болью сердечного зова». 4Пантюхин О. «Зазвони, колокол...» И если ты в душе грустишь с колоколами, Пусть время, горестно текущее меж нами, Напомнит, что лишь ты средь суеты земной Всегда со мной! Всегда со мной! И сердца благовест с колоколами рядом Нам встречу возвестит наперекор преградам. Польется песнь небес из выси голубой Для нас с тобой! Для нас с тобой! Душа молится под благовестный звон и у по­ эта Владимира Соловьева в стихотворении «И вот повеяло: „Усни, мой бедный друг!“»: «В п у ­ стыне тишина. Душа молилась,/ И не смолкал в ней благовестный звон». А вот поэтесса М.Озо­ линя своё отношение к настоящему времени от­ ражает через строки: «Совести звонят колокола». Или колокол-сердце мы открываем в стихо­ творении «Сердца остаются в строю» поэта Вла­ димира Осинина. Сначала врач, слушая пациен­ та, восхищенно произносит, что у него «Не серд­ це, а колокол!». Затем «сердце», подвергается тя ­ готам войны, когда на него и «миномет нагру­ жали», и «топили в днепровской воде», «поджи­ гали термитом в танке», студили на «каленом морозе », тащили волоком на палатке... И вот па­ циент вновь показывается врачу и теперь тот находит для сердца другое качественное значе­ ние: « Что за сердце... Разбитый колокол!». Упо­ минается сердце и у американского поэта Генри Уодсуорт Лонгфелло в стихотворении «Фев­ ральский вечер», которое «...в смятенье бьется, как колокол». Существует стихотворение, в ко­ тором под образом колокола мы подразумеваем сердце и у Марины Цветаевой: «...А этот коло­ кол там, что кремлевских тяжелее,/Безостано­ вочно ходит и ходит в груди». А у Бальмонта в стихотворении «Погоня» видим, как целых « Че­ тыре сердца бьют набат» или у Татьяны Кай­ саровой «Стук сердца гулок и тревожен,/ Как дальний колокольный звон...»6 ...Утром поднимаюсь с голубями. Песня счастья над землей несется. Колокол лучи заколебали. Сердце тоже вздрогнуло от солнца. Утром им обоим неспокойно. Счастье им вместить не удается. Колоколу тесно в колокольне. Сердце из груди на волю рвется. Слышите биенье? Чаще, чаще! — 6Кайсарова Т. «Пока кружится голова». 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz