Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ «...душа, как колокол, гудела» Снилось: колокол далекий С фиолетовых холмов Над полями гулко окал, Донося осколки слов. И они, задев деревья, Наземь падали, звеня, Разбивались о коренья И печалили меня... Я их складывал: К излому приноравливал излом, Строчка — к строчке, Слово — к слову, Вздох - ко вздоху, К звону — звон... В. Сычев Колокола и их звоны в сознании русских лю­ дей со временем превратились в национальное явление, связь с Творцом. А вот у Бальмонта звон ассоциируется с голосом родины —русским языком, в котором: «Напев, и звон, и ладан бого­ молья...»,1 и с русской изысканной медлительной речью, в которой поэт открывает: « Перепевные, гневные, нежные звоны...»2 Сравнение русского языка со звуком колокола находим и в стихот­ ворении словенского поэта А. Ашкерца «Русский язык». Славянское слово, как звон « колоколов, зовущий плавно и призывно», и в стихотворении Михаила Луконина «Грузинским поэтам», где тот признается: «Заполнил мне горло/ русский,/ как колокол/ гудит во рту». У Николая Гумилё­ ва: «...гудит малиновый звон /Речью мудрою, че­ ловеческой» в стихотворении «Городок»,у Ген­ надия Русакова в одном из стихотворений нахо­ дим: «...Эта мука родимого слога, эти гласные- колокола!»3. «Слов прекрасных перезвон» прият­ но слышать и саамскому барду Ивану Матрёхи- ну в «Фестивальной» песне. Владимир Личутин в переживании за слово русское, «долетевшее из темени преданий» призывает поднять, обтереть о полы одежд и тогда «...оно вдруг зазвенит, и от­ крытая душа готовно отзовется на эти звуки, силясь понять» (Личутин, 2000. С. 66). У пре­ красного, глубокого поэта Николая Зиновьева из Краснодарского края в стихотворении «Когда 1Бальмонт К. «Язык, великолепный наш язык». 2Бальмонт К. «Русский язык». 3Русаков Г. «Я за тридевять болей и далей». Колокола Тихвина. Фото Н. Глущенко душа не верила»: «Как колокол из дерева ,/Н ик ­ чемной жизнь была». У поэта Николая Рыленко- ва в поэме «Большая дорога» слышится настоя­ щий призыв, только уже, собирая своих воинов на защиту России, в строчках «...чтоб земля, словно колокол в бурю, гудела». И в этой же по­ эме в главе «Базар в селе» Рыленковым показан совершенно иной характер колокольного звона, окруженного базарной кутерьмой: В церкви кончилась служба, и хлынул на площадь народ, У высокой ограды слепцы на скамейку присели. Где-то, в звон колокольный вплетаясь, гармошка ревет, Лупит в бубен цыган и надсадно визжат карусели. У поэтессы Натальи Сидориной в стихотво­ рении «Городок» находим сравнение колокола с холмом: «Здесь холм лежит, как колокол немой», а у Юрия Панкратова образ самого поэта и его возлюбленной символизируются, как две пропа­ сти, «...где между звезд гремят колокола»*. Дру­ гие сравнения у Бориса Ильина в стихотворении «День седьмой»: «И в небесах гудят колокола!», у Василия Федорова: «Телефонзвонил оголтело,/ Будто колокол с каланчи»5. Вероника Тушнова пишет о звуках своего дома: « Торжественный и спокойный/ звук наполняет дом,/ словно дальний звон/колокольный...»6 И вновь Константин Баль- 4Панкратов Ю. «Он и она... Две соловьиных трели». 5Федоров В. «Не за слезы ли...» ‘ Тушнова В. «Звуки дома». 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz