Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ На челе его горит Шапка Мономаха. «Хлеб да соль! И в добрый час! — Говорит державный, — Долго, дети, ждал я вас В город православный!» И они ему в ответ: «Наша кровь едина, И в тебе мы с давних лет Чаем господина!» Простые полевые колокольчики обретают но­ вое звучание и новую силу —силу русских полей, олицетворяющих огромные российские просторы, и «перезвон» их оказывается родственен уже пе­ резвону колоколов церковных: Громче звон колоколов, Гусли раздаются, Гости сели вкруг столов, Мед и брага льются, Шум летит на дальний юг К турке и к венгерцу — И ковшей славянских звук Немцам не по сердцу! Гой вы, цветики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Темно-голубые? У И. Рутенина есть «Сказка про колокольчик», который все лето жил в степи и чувствовал себя очень хорошо среди других цветов! Но однажды он проснулся от сильного холода. Посмотрел —а кру­ гом белым-бело! Снег выпал. И стал колокольчик замерзать. Дрожит и ду­ мает: «Когда же придет день? Наверное, он ушел куда-нибудь по делам и скоро вернётся. Ведь ког­ да наступит день, сразу станет тепло и уютно». Но его мечты о тепле были напрасны. Коло­ кольчик спросил у ветра: «Не видели ли вы день?» Студеный ветер, чтобы расслышать вопрос малень­ кого колокольчика, подлетел к нему ближе и... за­ морозил его. О ту пору ехал по дороге человек на лошади. Увидел он цветок, подобрал, повесил на дугу сво­ их саней и отправился дальше. Едет, едет, вдруг слышит: заговорил маленький колокольчик. Может быть, оттаял от тепла чело­ веческих рук, а, может быть, ещё почему. Но толь­ ко спросил он опять, нежно зазвенев в морозном воздухе: - Видели ли день? Видели ли день? Понравилось людям, как разговаривает коло­ кольчик. И они начали делать такие же колоколь­ чики из серебра. И даже когда люди отлили большой-болыной колокол, чтобы он созывал всех христиан на мо­ литву в храм Божий, он тоже громко спрашивал у всех: —День? —День? —День? —День? Такая интересная история приключилась с обыкновенным полевым цветком. В 1859 году А. А. Фет написал стихотворение, посвященное колокольчику-цветку, в котором цве­ ток ассоциируется уже с дорожным колокольчи­ ком, поддужным: «Ночь тиха, как дух бесплотный, / Тёплый воздух онемел;/ Но как будто мимолёт­ ный/ Колокольчик прозвенел/ Тот ли это, что ме­ шает / Вдалеке лесному сну / И , качаясь, набегает /Н а ночную тишину?/Или этот, чуть заметный / В цветникемоём и днём,/Узкодонный, разноцвет­ ный, /Н а тычинке под окном?» Колокольчик-цветок в стихах поэтов как бы оживляет своего металлического собрата. Суще­ ствует даже загадка: «Какой колокольчик не зве­ нит?» Недаром полевой цветок получает идентич­ ное название. И на самом деле, формой венчика он похож на дорожный колокольчик. И хотя в загадке говорится, что он не звенит, однако есть утверждения, что все же цветки-колокольчики обладают способностью позванивать на ветру, может, поэтому и получили в народе названия: «бубнов», «звонцов»,«звоночков»,«балоболок». Да и по народному поверью они звенят, правда, раз в году, когда расцветает папоротник, в ночь накануне праздника Ивана Купалы. Звенят раз в году, зато цветут все лето. Пишет о звоне ко­ локольчиков и поэтесса Татьяна Смертина в сти­ хотворении «Колокольчики»: «В колокольчиках вен о к / Лоб мой обволок. / На меня не бросил взгляд. / Ухожу мне плохо.../ Колокольчики зве­ н ят / От тяжелых вздохов...», и Рустем Кутуй в стихотворении «Утро», где «Колокольчик голубой / встал на ножку под сосной » и далее: « Муравей тащил соломку,/ стебелек задел легонько, / и, как будто бысквозь сон/вдруграздался тонкий-тончсий/ 444

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz