Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬЧИКИ, БУБЕНЧИКИ ЗВЕНЯТ Ехали на тройке с бубенцами, А вдали мелькали огоньки... Мне б теперь соколики за вами, Душу бы развеять от тоски! Дорогой длинною, да ночкой лунною, Да с песней той, что вдаль летит звеня, Да с той старинною, с той семиструнною, Что по ночам так мучила меня. К. Подревский. «Дорогой длинною» Как прекрасно чувствуется здесь авторская ностальгия по тройкам и бубенцам, грусть по ушед­ шему времени. Находим бубенцы и в стихах хантыйки Марии Вагатовой и ненецкого поэта Василия Ледкова. Вагатова в стихотворении «И горда я, и красива» восхищается звоном бубенчиков на своих оленях: «Как бубенчик бьётся звонок!» и в стихотворении «Мужчина проехал»: «Бьют бубенчики игриво,/ Каждый шаг встречая звоном». Василий Ледков сравнивает песню жаворонка с «золотыми бубен­ цом» («Плачет гагара — и плачет, и плачет...»). У А. Рославлева в «Новогодней песне», напи­ санной в 1907 году, ощущается вся широта души русского человека, которому просто необходимо привнести в свою поездку элементы красоты и твор­ чества. Ну, какая же езда на тройке без заворажива­ ющей музыки бубенчиков и колокольчиков: Над конями да над быстрыми Месяц птицею летит, И серебряными искрами Поле ровное блестит. Веселей, мои бубенчики, Заливные голоса! Ой ты, удаль молодецкая, Ой ты, девичья краса!.. Ну разве не чувствуется здесь ширь русского простора, удаль русской души, жаждущей новых открытий, приключений. Недаром она у А. С. Рос­ лавлева названа «Новогодней песней», характер в нее веселый, искрометный, зажигающий. Так и хочется в этот момент очутиться в санях и под звук бубенцов с ветерком прокатиться по полю, над ко­ торым «Месяц птицею летит...». «КОЛОКОЛЬЧИКИ МОИ, ЦВЕТИКИ СТЕПНЫЕ...» Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Темно-голубые? И о чем звените вы В день весёлый мая, Средь некошеной травы Головой качая? А. К. Толстой Кто не слышал песню на стихи А. К. Толстого «Колокольчики мои»? Причем известны два вари­ анта этого стихотворения. В одном поэт «звон ко­ локольчиков» связывает с важнейшими события­ ми русской истории —утратой Новгорода статуса свободного вечевого города, где маленький коло- кольчик-цветок принимает на себя, казалось бы, со­ вершенно неприсущие ему функции - памяти бы­ лого: «...Колокольчики м о и /В ковыле высоком!/Вы звените о былом/ Времени далеком/ Обо всём, что отцвело,/ Чего нет уж боле,/ О боярах на Руси,/ О казацкой воле!/ Колокольчики мои ,/ В золотистом жите/ О гетманщине лихой / Звените, звените!..» И другая версия стихотворения, в которой ав­ тор как бы через колокольчики, которые топчет его конь «на поле открытом», приходит к раздумью и о своей судьбе: «Чем окончится наш бег?/ Радос­ тью ль? кручиной?/ Знать не может человек —/ Знает бог единый!» и об единении славянских зе­ мель под одного державного государя: И хозяин на крыльцо Вышел величавый; Его светлое лицо Блещет новой славой; Всех его исполнил вид И любви и страха, 443

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz