Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА В ПЕСНЯХ, СТИХАХ И МУЗЫКЕ И, как пишет Людмила Клименко в статье «Музыка заповедника времени», сказать, что Па­ вел Маркелов — «лучший звонарь, значит не ска­ зать ничего, так как этот факт самоочевиден.. Редкое, небывалое сочетание - композитор-зво- нарь —делает его фигурой уникальной в музыкаль­ ной культуре, а записанный им „Колокольный ин- диктион“, общее время звучания которого шест­ надцать с лишним часов, по сути дела, являет со­ бой целый колокольный фестиваль» (Клименко, 2003. С. 217). В его «Колокольный индиктион» входит пят­ надцать симфоний, каждая из которых звучит во­ семнадцать минут. Клименко пишет: «Форма „Ко­ локольного индиктиона“ выстроена в строгой последовательности: его начало в Прологе — это „Голубиная Книга “— хоровая мистерия для боль­ шого смешанного хора, солистов, органа, колоколов и челесты на слова С. А. Есенина и безвестныхрас- певщиков (1992-1993). Том первый (1998-2000) состоит из четырех симфоний, исполненных на семнадцати колоколах: „Троица“(Лето); „Покров“ (Осень); „Рождество. Крещение“ (Зима) и „Верб­ ное. Пасха. Вознесение“ (Весна). Второй том (2000) включает в себя шесть симфоний, исполнен­ ных не только на колоколах, но еще и на пятнадца­ ти латунных билах: „Благовещенье. Преполовение “; „Всемилостивый Спас. Преображение"; „Успение. Спас Нерукотворенный“; „Рождество Богородицы. Воздвижение “; „Введение Богородицы во Храм “и „Сретение". Присутствие латунных бил — свое­ образный экскурс в историю развития коло­ кольного искусства: от ее истоков, немыслимых без плоских колоколов, к сферическим колоколам и их взаимопроникновению, гармоническому и мело­ дическому, контрапунктическому и полифоничес­ кому взаимодействию и слиянию. Третий том (2000-2001) включает три колокольныемистерии: симфония № 1 1 (Первая колокольная мистерия) ,, Апокалипсис“; симфония № 12 (Вторая колоколь­ ная мистерия) „Песнь песней “и симфония № 13 (Третья колокольная мистерия) „Колокольные притчи“. Четвертый том (эпилог индиктиона) (1984-2002) включает „Поэму суздальских колоко­ лов" для рояля -solo (симфонического оркестра) (1984); „Благовест. Праздничный трезвон. Вечер­ ний звон“(запись 1992 года на Успенской звоннице Рогожской слободы); симфонию № 15 („Облака со­ творения" для двух роялей, трубы-solo и мужского хора; (1992-2002) и симфонию № 14 („Колоколь­ ные фрески" для большой звонницы , большого смешанного хора и симфонического оркестра; 2000-2001). Завершает „Колокольный индиктион “ колокольное песнопение „Аллилуйя"» (Клименко, 2003. С.217-218). Колокольные сонаты А. Н. Скрябина Колокольность творчества русского компози­ тора А. Н. Скрябина, как пишет в своей книге В. В. Ковалив (КоваливВ.В.2003. С. 113-114), вы­ разил в словах Б. В. Асафьев: «Он сам порой оста­ навливался в изумлении перед вылившейся музыкой. ...Ее стихия — огонь: от искорок малых разрядов тока... до всепожирающих огненных языков мрач­ ного пламени бездн земных и грозного огня мировых солнц. Огонь, огонь и огонь. Всюду огонь. И ему со­ путствует исступленно вопиющий колокол и зво­ ны невидимых колоколен». Скрябин делает пора­ зительные открытия в своей музыке, которые проч­ но опираются на традиции русской колокольной музыки. Его музыка насыщена ритмическим богат­ ством различных видов звонов: благовеста, набат­ ного, погребального, красного, всевозможного рода перезвонами. Особенно хороша в этом смысле его «Десятая прелюдия», которая просто пронизана интонациями колокольных звонов: от едва улови­ мых перезвонов-переборов с их горестными вздо- хами-стонами до грозных и мятежных колоколов, ударов набата. Колокольна и «Первая соната», несущая в себе образ набатности, устремленности к борьбе и по­ гребальный звон трагического похоронного ше­ ствия. В «Третьей сонате» слышатся тихие пере­ звоны; в «Четвертой» — колокольный перезвон передает образ далекой мечты-звезды; в «Пятой сонате» Скрябиным использована не только ими­ тация колокольного звона, но и вибрирующие отзвуки колокольного удара; «Шестая» и «Седь­ мая» —это звоны с воплощением загадочных, не­ постижимых тайн космоса и человеческого духа. Композитор остается верен колокольной теме и в своих симфонических произведениях - «Тре­ тьей симфонии», «Прометее» («Поэма огня»). 409

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz