Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Стенька голову на плаху положил, подбородок в край изрубленный упёр и затылком приказал: «Давай топор...» Покатилась голова, в крови горя, прохрипела голова: «Не зазря...» <...> Площадь что-то поняла, площадь шапки сняла, и ударили три раза, клокоча, колокола. «Петр I» Андрея Петрова Еще одна опера на историческую тему —«Петр I». Написал ее Андрей Павлович Петров по либретто Н. Касаткиной и В. Василёва с использованием подлинных текстов исторических документов и старинных народных песен. Первое представление оперы «Петр I» состоялось 14 июня 1975 года в Ленинграде в Театре оперы и балета им. С. М. Ки­ рова. Действие третье начинается драматической кульминацией «Снятие колоколов». К ней подво­ дят все сцены беспокойства и смут, все стоны и вопли старой уходящей России, как бы сплав­ ленные в пронзительных звучаниях хора и оркест­ ра. Народ, подстрекаемый Макарием, волнуется, не дает Петру «храмы обнажити». Но властно и не­ преклонно звучит голос царя: «Снимайте! Снимай­ те колокола!» Со стоном и ужасом отшатываются собравшиеся от падающих колоколов. Под одним из них погибает Анастасия —невеста Тихона. Ма­ карий убеждает его убить царя-антихриста. Покушение происходит в походной палатке Петра. Тихон несколько раз стреляет в него —но все время выходит осечка. Петр воспринимает это как добрую примету и велит Тихону везде пове­ дать о Божием к царю благоволении. Здесь же находится Марта, которая гордится своим новым положением Екатерины Первой (Оперныелибрет­ то, 1978. Т. 1. С. 224). Сцена в Кремле объединяет различные планы действия: речь Петра, читающего письмо брату; звучание оркестра, имитирующего колокольный перезвон; отчаянные возгласы Софьи, пытающей­ ся прервать Петра. В монологе «Я богом и людьми царем поставлен» Петр предстает мудрым государ­ ственным деятелем, исполненным решимости воз­ величить Россию. В следующей сцене звучание хора, как заклинание повторяющего: «Пора тебе, матушка, в монастырь», прорезают негодующие возгласы Софьи. Сцену завершает песня-плач Ана­ стасии, сопровождаемая зловещими репликами- прорицаниями Макария. В трех фресках III акта показана победа Петра над внутренними и внешними врагами. 8-я фреска решена в плане народной драмы. Печальный ко­ локольный перезвон предваряет звучание хора «Ой, колокола взыграли». Страстным призывом к спасению отечества звучит ариозо Петра «Всевыш­ ний не нуждается в защите». С помощью разнооб­ разнейших выразительных ресурсов хора — от скандирования шепотом до резких возгласов-вык­ риков и противопоставления групп солистов хо­ ревой массе —передана динамика нарастающего народного отчаяния в сцене снятия колоколов. Последние реплики умирающей Анастасии зати­ хают на фоне ее песни, исполняемой хором. Подоб­ но скорбной эпитафии звучит речитатив Макария «От антихриста смерть приняла». В 9-й фреске преобладают сольные номера. Монолог Меншико- ва «Радея о Руси» полон гордости за новую Рос­ сию» (100 опер, 1987. С. 459-460). Павел Маркелов Исполненного идеей великого звонаря Кон­ стантина Сараджева композитора Павла Маркело­ ва любовь к колокольным звонам позвала на Ус­ пенскую Храм-колокольню, принадлежавшую ста­ рообрядческому кафедральному собору во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Ту самую знаме­ нитую 40-метровую колокольню, с высоты кото­ рой был сброшен Поминальный колокол в 4,5 тон­ ны и не разбился. Узнав об этом, Горький спас ко­ локол, передав его на хранение во МХАТ, а режис­ сер театра Олег Ефремов вновь возвратил на ко­ локольню. Вернулся в родные пенаты, так сказать, и другой колокол Успенской звонницы, который оказался в театре Татьяны Дорониной. 408

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz