Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ У новгородского поэта Анатолия Объедкова колокольный перезвон тихий, у мурманского по­ эта и художника Николая Ковалева в день Свет­ лого воскресенья вечерний перезвон плывет «...торжественно, легко и гулко»1, а у мурманчан­ ки Светланы Муниной: «В перезвоне вечернем/ За оградой узорной ,/ В золоченом/ Купол церкви Соборной»2, у аргентинского поэта, прозаика, об­ щественного деятеля Леопольдо Лугонеса в сти­ хотворении «К Андам» колокольня «веселые за ­ теет перезвоны...», а Николай Клюев, помня ран­ нюю обедню «Вереницы клобуков,/ Над толпою покаянною/ Тяжкий гул колоколов. / Опьяненный перезвонами,/ гулом каменно-глухим», дает даже перед иконами обет «стать блаженным и свя­ тым»3. А вот у марийского поэта Валентина Колум­ ба в стихотворении «Маленький фотограф» ве­ селый перезвон устраивают сосульки: «Вот и солнце появилось / Засмеялось, / Засветилось, / И такой со всех сторон / Вдруг начался пере­ звон /» Мурманский поэт Викдан Синицын в стихот­ ворении «Колокола» говорит не просто о пере­ звоне, он поднимает тему того, что в Мурман­ ске, родном поэту городе, чужеродные русскому человеку храмы строятся в центре города, а сво­ им православным место определяется пока толь­ ко на задворках: Я невольно глаза протер, Скаты кровли внаклон крутые. Цирк не цирк, похож на шатер Новоявленного Батыя. Здесь, на сопочном рубеже, Чужеродие балагана Камнем высится на меже, Заслоняя мир богом данный. Место выбрали на виду Те, кто платит, и те, кто правит, Но спокойно люди идут Вверх, на сопку, в храм православный. Путь неблизкий. Дарован он Тем, кто духом и верой сильный. И возносится перезвон На задворках моей России. 1Ковалев В. «Воскресный звон». 2Мунина С. «Венчание». 3Клюев Н. «Помню я обедню раннюю...» Приведу и строчки из стихотворения мур­ манского школьника Ильи Шихова, присланно­ го в 1999 году на областной литературно-исто- рический конкурс «Храмы России». Оно также, как и у Викдана Синицына, называется «Коло­ кола». Колокольным звоном молодой человек пытается восстановить величие России: Куда ни глянь, повсюду на Руси В церквах, соборах, храмах колокольный Разносится и льется перезвон, И озаряет песнею раздолье. <...> И будет он, как прежде, защищать Свою страну, как мать, невесту-паву, И снова будет миру возвещать Руси величье и былую славу. Александр Ярешко сообщает о разновидно­ сти перезвона —«валовом», возникшем позже звона погребального, в котором должны уча­ ствовать и самые большие колокола, создаю­ щие особую торжественность, праздничность звучания. И приводит в пример описание, при­ надлежащее перу Бернгарда Таннера (XVII в.), которое может служить отправной точкой к пониманию «валового» перезвона: «Звонят же в них, раскачивая не колокол, а дергая за при ­ вязанную к его языку веревку в таком порядке: сначала шесть раз ударяют в один наименьший колокол, а потом попеременно с колоколом по­ больше шесть же раз; затем уже в оба попере­ менно с третьим еще большим столько же раз и в таком порядке доходят до самого большо­ го; тут уже ударяют во все колокола и притом столько же раз. Затем вдруг перестают, а там в том же порядке начинают сызнова...» (М у ­ зыка колоколов, 1999. С. 47). ...Мое — от моря и до моря Луга, поля, и лес, и степь, И в перезвоне, в переборе, Та молвь, где в каждом звуке лепь. Константин Бальмонт. «Надпись на коре Платана» Рисует перезвон в поэме «Аввакум» и поэт Василий Федоров. Когда непокорного протопо­ па везут в Тобольск в изгнание, он слышит: «За спиной московских/ Храмов перезвон». 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz