Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ достигают высшей точки. Лишь после его кончи­ ны в музыке наступает успокоение. Появляется торжественно и умиротворенно звучащая тема. Тяжкими мучениями и гибелью Борис искупил свою вину. Его образ является теперь в просвет­ ленном и облагороженном виде. Станислав Куняев пишет о Мусоргском, как о композиторе «...трагических страстей, на котором стоитизиждитсяжизнь. Он единственный насто­ ящий композитор —трагик... „Борис Годунов", „Хо­ ванщина “ — это музыка крушения царств, это му­ зыкальное пророчество грядущихреволюций. И од­ новременно это апология русского православия. Звон колокольный гудит в его операх. Звон великой трагедии, потому что народ, теряющий веру, — гибнет. А сохранивший или возродивший ее —до­ живет до торжества христова. Вот что такое Модест Петрович Мусоргский. Потомок Рюрико­ вичей » (Куняев, 2001. Книга 2. С. 254). Использовал колокольный звон М. П. Му­ соргский и в фантазии для оркестра «Ночь на Лы­ сой горе», в «Картинках с выставки», пьесе «Бо­ гатырские ворота в стольном городе во Киеве». Передавая в пьесе силу и богатырскую мощь рус­ ских людей Мусоргский конечно же использует колокольность. Александр Бородин и его «Князь Игорь» Обращался к исторической теме и композитор Александр Прокопьевич Бородин. В апреле 1869 года В. В. Стасов предложил ему в качестве основного сюжета оперы взять замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игоре- ве», написанное в 1185-1187 годах. Сюжет Боро­ дину пришелся по душе, и работа началась. Тема оперы «Князь Игорь», как и сюжет «Сло­ ва...» —это поход князя Игоря Святославовича Новгород-Северского на половцев. Его тщесла­ вие - добиться победы без помощи дружин дру­ гих князей —приводит к поражению. Колокола в опере слышатся, когда думные бояре сообщают Ярославне, что дружина и рать разбиты, Игорь с сыном в плену. Ярославна в отчаянии, но бояре го­ товы защищать город от врага. Раздается звон на­ бата, который звучит все тревожнее: враг подошел к стенам Путивля, горит посад, доносятся стоны женщин —все сливается в грозную звуковую кар­ тину народного бедствия. Ярославна с тоской смотрит на выжженные пашни, заброшенные поля, с болью в сердце отзы­ Эскиз декорации к опере А. Бородина «Князь Игорь» Художник неизвестен 4 00

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz