Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА В ПЕСНЯХ, СТИХАХ И МУЗЫКЕ «Борис Годунов» М. П. Мусоргского Далее обратимся к опере Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» по одноименной трагедии А. С. Пушкина, которая была впервые поставлена 8 февраля 1874 года в Петербурге в Ма­ риинском театре. Оперу «Борис Годунов» вполне можно назвать народной музыкальной драмой, в которой действу­ ющие лица обрисованы с исключительной глуби­ ной и психологической проницательностью. С по­ трясающей силой в музыке раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воп­ лощен мятежный бунтарский дух русского народа. Пролог оперы состоит из двух картин. Оркест­ ровое вступление к 1-й —скорбь и трагическая бе­ зысходность. Хор поет «На кого ты нас покидаешь», что сродни заунывным народным причитаниям, а обращение дьяка ГЦелкалова «Православные! Не­ умолим боярин!» проникнуто величавой торже­ ственностью и сдержанной печалью (100 опер, 1987. С. 256). Монументальная хоровая сцена во 2-й кар­ тине пролога предваряется колокольным звоном, о котором А. С. Ярешко пишет следующее: «...все вокруг наполняют торжественно-величавые, но грозные удары колоколов. Удар, еще удар... Звон ра ­ стет, набирает силу... Чудится, что это уже не звон, а голос самой Истории, венчающей Бориса на царство» (Ярешко, 1992. С. 6). Рассказ о чуде прозрения, связанный с именем убитого царевича, Бориса лишает сил. Чувствуя приближение смерти, он зовет к себе царевича Феодора и дает сыну строгий наказ справедливо править Русью (Русская опера и опера народов СССР, 1978. С. 50): Со строгостью храни устав церковный; Будь молчалив; не должен царский голос На воздухе теряться по-пустому; Как звон святой, он должен лишь вещать Велику скорбь или великий праздник. А. С. Пушкин. «Борис Годунов» Прощание с сыном в опере звучит тревожно и драматично. Оно не раз прерывается возгласами отчаяния, молитвой. Колокольный звон и пение монахов за сценой являются как бы музыкальным воплощением самой смерти. Страдания Бориса Эскиз декорации к опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов» 399

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz