Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА В ПЕСНЯХ, СТИХАХ И МУЗЫКЕ слушатель хоть раз побывал у Христовой заутре­ ни, да при этом не в домовой церкви, а в соборе, на­ битом народом святого званья, при соборном слу­ жении нескольких священников, чего в наше время многим интеллигентным слушателям не хватает» (Ковалив, 2003. С. 110-111). Колокольные элементы присутствуют у Рим­ ского-Корсакова и в прелюдии для симфоническо­ го оркестра «Над могилой», о которых опять же сам композитор упоминал, что написал ее «...на пани­ хидные темы из Обихода с подражанием монаше­ скому похоронному звону, запомненному мною в детстве в Тихвине» (Ковалив, 2003. С. 111). Колокольные звоны были введены композито­ ром и в оперу «Псковитянка» по одноименной дра­ ме Л. А. Мея, впервые поставленной 13 января 1873 года в Мариинском театре в Петербурге. Действие оперы происходит во времена Ивана Грозного. Славный город Псков с его князем Юрием Токма­ ковым ждут приезда царя Ивана Васильевича. Чем он встретит Псков — гневом, как Новгород, или милостью? В драме Мея звучат тревожные голоса горожан Пскова: Звоните вече! У Святого Спаса! У Троицы! За осударя-Псков! За пошлину мирскую и за вече! Рубись, ребята! Сулицы аль дома? Рубися с дома! Сельские с сохи! Звоните вече! Любо! Вече! Вече! В опере Римского-Корсакова на площадь со всех сторон сходятся обеспокоенные горожане, со­ бираясь вокруг тревожно звучащего Вечевого ко­ локола, у которого уже стоит усталый и понурый Юшко Велебин —гонец из Новгорода. Это он со­ звал псковичей на сходку, чтобы предупредить о грозящей беде. Под несмолкающий гул набата люди перебрасываются вопросами, тревожатся о недобрых вестях, спорят и волнуются ( Оперы Н. А. Римского-Корсакова, 1976. С. 50). Чуть позже в этом же первом действии князь Пскова Токмаков рассказывает будущему зятю семейную тайну. Оказывается Ольга не дочь ему. Вдали раздаются удары колокола: это набат сзы­ вает псковичей на вече. Смятение в душе Ольги точно перекликается с тревожным гулом колоко­ лов. «Не к добру звонят, — задумчиво произносит она, —томое хоронят счастье » (Оперные либрет­ то, 1978. Том 1. С. 68). Праздничный колокольный звон. Вдали пока­ зываются опричники, сопровождающие царя Ива­ на (Оперы Н. А. Римского-Корсакова, 1976. С. 54). «Псковитянка» Римского-Корсакова, по сло­ вам профессионального музыканта и музыковеда Эскиз декорации к опере Н.А. Римского- Корсакова «Псковитянка» 1922г . Художник Н.А. Рерих 395

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz