Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Эскиз декорации к опере «Жизнь за царя» А. Васнецова Акварель, 1904 г. С. Смоленский, написавший работу о коло­ кольном звоне, тоже в детстве на чердаке устраи­ вал себе колокольню, чтобы научиться этому ис­ кусству. Колокола ему заменяли баночки и глиня­ ные горшки из-под цветов. А позже уже прошел своеобразную школу изучения колокольного зво­ на у самородка-звонаря Покровской церкви в Ка­ зани, благодушного Семена Семеныча. Н. А. Римский-Корсаков и колокольные звоны в его операх К звучанию колокольчиков в своих произведе­ ниях прибегал и Николай Андреевич Римский- Корсаков. Они у него звучат в опере «Ночь перед Рождеством» по повести Н. В. Гоголя, где компо­ зитор «рисует» ими ночное зимнее небо: на фоне изысканно-таинственного звучания арфы возника­ ет прозрачно-холодноватое «мерцание» челесты и колокольчиков. А вот в опере «Золотой петушок» по сказке А. С. Пушкина хрустальные звоночки колокольчи­ ков слышатся в музыкальной теме Звездочета-кол- дуна, когда он появляется при дворе царя Додона. В высоком регистре у колокольчиков звучит его тема, словно застывшая, холодная, напоминающая мерцание звезд. Звездочет опускается перед царем на колени. Его пение таинственно, загадочно и по­ рой приобретает восточный оттенок. Подарив царю чудесную птицу, Звездочет уходит. Раздается пронзительно-звонкий голос Золотого Петушка, похожий на трубную победную фанфару: «Ки- рики, ки-ри-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» В конце оперы, в разгар праздничного торже­ ства вновь появляется Звездочет, и звуки коло­ кольчиков обдают слушателей словно ледяным ветром в жаркий день. Веет чем-то мертвенным и жутким. Звездочет требует у царя Шемаханскую царицу, но когда получает отказ, за него вступает­ ся Петушок и чинит расправу над царем. Премьера «Золотого петушка» проходила в Москве в Русской частной опере С. И. Зимина 24 сентября 1909 года, а несколькими годами рань­ ше, в 1888 году, Римским-Корсаковым было напи­ сано замечательное оркестровое сочинение: увер­ тюра «Светлый праздник» («Воскресная увертю­ ра»), навеянная детскими воспоминаниями о пас­ хальной заутрене в Тихвинском Большом монас­ тыре. В ней композитор постарался противопоста­ вить мрачный вечер в канун Пасхи яркому весело­ му утру Светлого воскресенья. Римскому-Корса­ кову удалось создать своего рода симфоническую поэму, вершиной которой стал ликующий коло­ кольный трезвон или, как он сам писал, —«плясо­ вая церковная инструментальная музыка». В «Летописи моей музыкальной жизни» Рим­ ский-Корсаков писал: «...Чтобы хотя сколько-ни­ будь оценить мою увертюру, необходимо, чтобы 394

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz